Русская живопись в 16-17 веках является важным этапом в развитии отечественного искусства. Она отражает особенности культуры, истории и религиозных убеждений Русского государства в этот период.
Один из важных направлений русской живописи в 16-17 веках - иконопись. Иконы играли огромную роль в православии, они служили не только визуальным образом поклонения, но и средством наставления и воспитания. Иконы передавали основные религиозные доктрины и образцы духовного поведения. В то же время, иконопись была особым ремеслом, куда входили не только мастера, но и монахи, предстоятели церкви и даже королевские особы. Основная тематика иконописи была связана с религиозными событиями из Библии, жизнью святых и пророков. В этот период были созданы такие известные иконы, как "Богородица Владимирская", "Спас Нерукотворный" и "Владимирский покров".
На смену иконописи пришло развитие живописи в реалиях секулярного мира. В то время, Российское государство испытывало большие трудности в внешней политике, но внутренне развивалось. Искусство играло огромную роль в воспитании патриотических чувств и формировании русской идентичности. Живописцы ищут вдохновение в истории и культуре своей страны.
Одно из основных направлений в русской живописи 16-17 веков - историческая живопись. Живописцы воспроизводили события из Русской истории, включая сражения, коронации, приемы послов, царские процессии и другие важные события. Цель такой живописи - не только передать события, но также акцентировать внимание на русском народе и его героических поступках. В основном, такие картины заказывались царским двором или великими друзьями государства. Известными мастерами исторической живописи были Симон Ушаков, Иван Никитин, Семенлей Богословский.
Еще одним важным направлением в русской живописи этого времени была портретная живопись. Портреты служили способом показать социальный статус, богатство и влияние своего владельца. Портреты создавались не только для записи внешности, но и для изображения основных черт характера и индивидуальности. Как правило, такие картины заказывались высшими чиновниками и членами царской семьи. Известными мастерами портретной живописи были Андрей Рублев, Дионисий, Гармгольд, Василий Суриков.
Сюжетная живопись также занимала важное место в творчестве русских художников. Живописцы изображали сцены из мифов, легенд, а также повествовали о сюжетах из Библии и русских былин. Такие картины служили способом передачи религиозных и философских идей, а также отражали национальные особенности и верования русского народа.
Важным аспектом развития русской живописи 16-17 веков было влияние западного искусства. В это время русская культура ощущала влияние Запада, особенно Европы, и иностранные художники и мастера были приглашены в Россию для работы на религиозных и дворцовых заказах. За время пребывания в стране, они передали русским художникам новые техники, стили и тематику. Кроме того, мастера также изучали западное искусство и применяли его в своих работах. Это привело к слиянию западных и русских художественных традиций, что стало характерно для дальнейшего развития русской живописи.
В целом, русская живопись 16-17 веков является наследием и отражением религиозной и культурной идентичности Русского государства. Иконопись, историческая живопись, портреты и сюжетная живопись играли важную роль в воспитании и восприятии обществом этих времен, а также служили средством передачи религиозных, исторических и культурных ценностей. Влияние западного искусства также внесло свой вклад в развитие русской живописи, привнесло новые техники и стили, сформировав идентичность отечественной школы живописи. Все эти факторы сделали русскую живопись этого периода уникальной и неотъемлемой частью истории отечественного искусства.