Рефлексивный анализ своего положения в группе в вузе, как и в любой другой социальной ситуации, включает в себя осмысление трех взаимосвязанных между собой категорий – позиции, статуса и роли.
Первая категория, позиция, определяет место индивида в группе. В контексте университетской жизни это может быть положение студента первого, второго, третьего или четвертого курса, принадлежность к определенному факультету или кафедре, а также группе студентов с определенным уровнем академической успеваемости. Позиция не поддаётся изменению и носит скорее статический характер.
Вторая категория, статус, это общественное признание или оценка социальной иерархии. В рамках университета это может быть зависимым от успеваемости и рейтингов преподавателей, а также движением студента к активной социализации и участию в студенческой жизни через участие в некоторых проектах, фондах, мероприятиях и т. д. Важно понимать, что статус может быть изменен, так как он зависит от того, как индивидуум принимает участие в жизни группы, а также каково общественное признание его вклада и значимости.
Третья категория, роль, выражает ожидаемое поведение индивида группой в рамках конкретной ситуации. В университетском контексте это может быть "умный" студент, "вечный" бунтарь, общительный или скрытный, активный или пассивный и т.д. Роль в группе может быть ранговой (например, старосты) или функциональной (например, организаторы мероприятий, библиотекари и т. д.) и может быть определена как самим индивидом, так и группой.
Важно отметить, что каждая из категорий не является независимой и они взаимосвязаны. Например, позиция студента на первом курсе может дать ему повышенный статус по сравнению со второкурсниками, но одновременно налагает на него роли новичка и "слушателя" старших товарищей. Чтобы полноценно включиться в университетскую жизнь, важно осознать все три категории и использовать их для адаптации к социальной среде.
Например, рефлексивный анализ моей ситуации в группе в вузе показал, что я нахожусь в позиции студента третьего курса на моем факультете. Это значит, что я имею определенные привилегии (отсутствие некоторых обязательных предметов, возможность выбора) и одновременно на мне лежат определенные обязательства перед своими старшими товарищами. В соответствии со своей позицией, я стремлюсь к участию в "студенческой жизни" на факультете и созданию своего пользовательского imidzha среди студенческого сообщества.
Мой статус в группе в вузе зависит от активности моей учебной деятельности, а также моего участия в различных студенческих организациях и проектах. Определенное общественное признание для меня имеет участие в научном кружке, где мне предоставляются дополнительные возможности для создания новых идей и получения практического опыта.
Моя роль в группе прежде всего связана с тем, что я считаю себя автономным и умным студентом, который готов принимать участие в общественной жизни группы, и при этом наиболее продуктивно остаюсь, когда занимаюсь самостоятельно. Я также считаю важным взаимодействие с другими студентами и учителями, что облегчает процесс обучения и позволяет получать признание своего вклада в учебный процесс.
Таким образом, рефлексивный анализ своего положения в группе в вузе включает в себя позицию, статус и роль в социальной жизни университета, и является важной составляющей успешной адаптации к новым социальным условиям. При определении своей позиции, статуса и роли в университетском контексте, я рекомендую опираться на конкретные социальные иерархии и дающиеся возможности для проявления личности и своих талантов.