В тексте памятника есть несколько упоминаний о положении литов и рабов. Они встречаются в разных частях текста, поэтому рассмотрим их по порядку.
В начале текста, в главе X, раздел 1, упоминается "литовский народ, преданный своим священным жрецам". Здесь говорится о религиозном статусе литов. Они воспринимаются как союзники и защитники своей веры, тесно связанные со священниками. Этот факт подчеркивает их уникальное положение в обществе и влияние на религиозные практики.
В главе XII, раздел 1-2, описывается положение рабов и их освобождение. Говорится, что освобождение рабов возможно, если они усиленно трудятся за свою свободу. Это указывает на то, что рабы могут освободиться от своего статуса и получить свободу, если они работают усердно. Однако здесь не указаны ни права, ни обязанности рабов после освобождения.
В главе XXV, раздел 3-6, рассказывается о доле литов и рабов в обществе. Говорится, что литы, как покорившие врагов, являются вельможами и имеют право на власть и богатство. С другой стороны, рабы остаются под управлением своих господ и должны служить их интересам.
В главе XXXV, раздел 1-5, говорится о отношении к рабству. Здесь четко указано, что рабов можно приобретать и продавать, но не должно быть рабов, которые подлежат убийству или пыткам. Это указывает на то, что отношение к рабству действительно варьируется в разных обществах и странах, и по меньшей мере существует некоторая защита рабов от крайних форм насилия.
В главе XXXIX, раздел 1, указывается, что литы обязаны выполнять определенные обязанности по отношению к своим господам. Они должны служить своим господам и подчиняться их приказам.
В главе XL говорится о положении рабов, которые могут быть освобождены от своего статуса после выполнения определенных требований. Освобождение зависит от проведения службы или от работы на кораблях. Это указывает на то, что рабы имеют возможность изменить свое положение, если они выполняют определенные условия.
Теперь перейдем к охарактеризованию правового статуса гало-римлян. В главе XIV указывается, что галы и римляне равны перед законом. Они имеют одинаковые права и обязанности. Это говорит о том, что Гало-римлянам предоставляется равное положение в обществе и одинаковая защита закона.
В главе XXXII говорится о создании законов, которые касаются всех гало-римлян. Это подтверждает тот факт, что галы и римляне обладают равными правами и должны соблюдать одни и те же законы.
В главе XLI говорится о равности перед законом для всех гало-римлян. Галы и римляне имеют одинаковое право на справедливость и одинаковый доступ к юридической системе.
Таким образом, по тексту памятника можно сделать вывод, что литы имеют особое религиозное положение и могут быть освобождены от рабства при выполнении определенных условий. Гало-римляне, с другой стороны, имеют равное правовое положение и равные права и обязанности перед законом.