Иконопись – это вид изобразительного искусства, целью которого является создание изображений святых, их жизней и чудес. История иконописи в современных границах Беларуси насчитывает более тысячелетнюю историю. В 17-18 веках, в эпоху классицизма и барокко, в белорусскую иконопись вносились новые тенденции.
Белорусская национальная школа иконописи в 17-18 веках отличалась от других школ своим ярким колоритом, декоративными элементами, а также строгой геометрией форм. Характерно использование золота и серебра в качестве фона и декоративных элементов, а также широкое использование цветовой гаммы – красный, зеленый, голубой, желтый. В то же время, к манере изображения святых придавалось большое значение, в изображении церковных святых отражалась их иерархическая роль в христианской церкви.
Одним из ярких представителей белорусской национальной школы иконописи был иконостас со знаменитого Кропивнянского храма в Полоцке, созданный в 1770 году известным художником Иваном Колтыковым. В экспозициях национальных музеев Беларуси можно увидеть ряд интересных образцов белорусской мастерской иконописи того времени.
Особенностью белорусской национальной школы иконописи в 17-18 веках стала заметная динамичность в изображении святых, а также эмоциональность и драматизм. Один из самых ярких примеров – изображение белорусского святого мученика Ефрема Сырокопченко, который предстает с черепом в руках. Это наиболее живописный образец, иллюстрирующий печальную историю жизни этого святого, который был принужден признаться в ереси и тяжело понес за это. Также интересно и изображение священнослужителей – в технике «портретно-типологических образов» – в которых каждый священник изображался в своей уникальной одежде.
Активные контакты с другими культурами, особенно Польшей, Россией и Украиной, влияли на становление белорусской иконописи в 17-18 веках. Однако, несмотря на эту внешнюю инфлюенцию, белорусская национальная школа иконописи сохраняла свою уникальность и широко известна в мире.
Таким образом, белорусская национальная школа иконописи в 17-18 веках выражала особенности белорусской культуры, сочетая идею восхищения и благоговения святых с новыми технологиями и тенденциями того времени, сохраняя тем самым свою уникальность и известность в наши дни.