Исследование внимания — это сложный и многогранный психологический процесс, который позволяет внимательно учитывать и анализировать внешние стимулы и внутренние переживания человека. Внимание является неотъемлемой частью когнитивных процессов, и определяет способность человека к осуществлению любой деятельности.
Изучения и понимания природы внимания помогает психология в целом, и психодиагностические исследования внимания в частности. Результаты таких исследований используются в повседневной жизни на практике, в образовании, в развитии и коррекции поведения людей.
Этапы психодиагностического исследования внимания:
1. Организация эксперимента. Используются различные подходы к организации эксперимента для выявления определенных аспектов внимания. Например, при измерении скорости восприятия, экспериментаторы могут использовать простые тесты, такие как измерительные компьютерные программы.
2. Определение критериев измерения внимания. Критерии измерения устанавливаются на основе указанных задач и методов оценки. Они помогают устанавливать контрольные показатели, такие как скорость реакции и точность ответов.
3. Методы оценки. Это очень важный этап, на котором применяются различные техники, способы и приемы для сбора данных. Например, для оценки скорости реакции и точности ответов могут использоваться тесты, где исследуемый должен быстро реагировать на картинку или тест в комьютерной программе.
4. Анализ и толкование данных. После окончания теста необходимо проанализировать результаты, чтобы сделать выводы о способностях человека и его уровне внимания.
Важно отметить, что не существует единого метода, который может охватить все аспекты внимания. Часто используются комбинации различных методов и приемов.
Виды исследований:
1. Экспериментальное исследование: это метод, при котором исследуемый сталкивается с определенными задачами, чтобы показать свой уровень внимания.
2. Наблюдение: Часто для оценки степени внимания используется метод “Free-play”, где исследуемый в форме игры общается со своим родителем, а при этом с ним работает экспериментатор, регистрируя внимание ребенка.
3. Опросы: Используются для выявления отношения к определенному предмету, например, к новым технологиям, путешествиям и т.д.
4. Самооценка: Этот метод оценки используется, когда исследователь просит исследуемого оценить свой уровень внимания и способности.
На данный момент в международной и российской приведен большой список различных методов для оценки уровня внимания. Некоторые наиболее распространенные методы психодиагностики внимания:
1. Continuous Performance Task (CPT) - этот тест подвергает испытуемые сериям аудитивных или визуальных стимулов, требуя наличия ответа только в конкретных случаях.
2. D2 Внимательность - показатель концентрационной устойчивости, который используется для оценки уровня внимания и зрительной моторной скорости.
3. Test On The Spot (TOTS) — простой тест, который наблюдает за скоростью реакции на указанные задачи.
4. Концентрационный тест - тест позволяет измерить основную концентрационную задачу— находить в серии беспорядочно проложенных зрительных образов конкретный эталонный образ.
5. Тест риска Гарбурга (Garburr's Risk Test) - используется для оценки уровня внимания, гибкости и решения проблем
Отечественные источники, которые могут использоваться для психодиагностического исследования внимания, в том числе и для применения на практике:
1. «Нарушения внимания у детей» научной статьи В. А. Вязьмитинова
2. «Внимание и системы его регуляции» книгу В. Ю. Сотникова.
3. «Психология внимания.» книга Арнольда Бакстера.
4. «Психология внимания.» книга Р.Л. Петтуньгофера.
5. «Психологические и педагогические аспекты развития познавательных процессов детей дошкольного возраста» книгу Л.В. Худановой.
По итогам анализа этих источников, можно сделать вывод, что психодиагностические исследования внимания представляют собой сложный и многогранный процесс, который включает в себя различные методы и приемы. Для научно обоснованных исследований и оценки требуется использование надежных методов, которые были проверены и опубликованы в соответствующих научных изданиях. Отечественные источники позволяют получать полноценные и объективные исследования внимания.