В своих трудах Антон Семенович Макаренко выделял пять этапов формирования коллектива, которые представляют собой последовательные шаги в создании эффективного коллектива.
Первый этап - формирование "присутствия" группы. На данном этапе осуществляется знакомство учащихся между собой, создание общего положительного эмоционального настроя и чувства взаимопонимания. Важно, чтобы каждый участник группы почувствовал себя частью общей коллективной структуры. На этом этапе учителя ставят перед собой цель наладить общение между учащимися, поддерживая яркие положительные эмоции и методом "похвального слова".
Второй этап - формирование единства группы. На данном этапе учащиеся должны почувствовать не только присутствие друг друга, но и быть единым целым, объединенным общими интересами и целями. Учителю необходимо построить такую систему отношений и жизнедеятельности, в которой каждый ученик будет ощущать взаимную зависимость и взаимную ответственность друг перед другом. Для этого А.С. Макаренко использовал такие методы, как игры, обучение основным правилам общения, духовные ценности группы и единого дела. Важна поддержка самых активных и ярких лидеров группы.
Третий этап - формирование нравственной общности группы. На этом этапе учителя должны уделить особое внимание раскрытию чувственно-нравственного мира каждого учащегося, а также учету особенностей их психологического развития. Учитель создает обстановку нравственного расположения к другим учащимся, поддерживая общие взгляды на этические принципы и обязанности каждого ученика. Этот этап может быть достигнут, например, через сотрудничество учащихся, помощь, общую работу над чем-то важным для всей группы.
Четвертый этап - формирование общего сознания группы. На данном этапе учителя помогают учащимся создать образ структуры группы, где цель каждого ученика является общей целью группы. Это способствует развитию у каждого учащегося способности осознавать свои вклады в достижение общей цели. Учителя могут используют обсуждения, общие поиски решений, анализ ошибок и различных мероприятий, чтобы продвигать развитие этого эффективного метода.
Пятый этап - формирование самосознания коллектива. Цель этого этапа - дать учащимся возможность самостоятельно отражать общую действительность, выражая свои мысли, эмоции и оценки. Таким образом каждый учащийся сможет понять, как он вписывается в коллектив, и сделать выводы о своем поведении в группе. Учителя могут создавать ситуации, которые требуют обсуждения интересов группы и индивидуальных интересов, а также выражать мнения, которые помогают затрагивать современный жизненный опыт.
В целом, эти пять этапов, который предложил А. С. Макаренко помогают сформировать эффективный коллектив, в котором каждый член не только чувствует себя частью общей структуры, но и учитывает интересы группы в своих действиях. Успешность формирования коллектива зависит от правильного подбора методов и подходов со стороны учителя и от того, как успешно практикуется каждый этап на практике.