Исследование конкурентоспособности является сложным и многогранным процессом. Оно включает в себя анализ внутренних и внешних факторов, определение уникальных преимуществ продукта и его сравнение с аналогами на рынке, оценку потребностей потребителей и многие другие аспекты. Разработка программы исследования конкурентоспособности на ОАО «МТЗ» на 4 листа формата А4 может быть разделена на несколько этапов.
Этап 1. Анализ внутренних факторов
На первом этапе необходимо провести анализ внутренних факторов. Для этого следует проанализировать системы управления, производственные процессы, качество и технологии производства тракторов на ОАО «МТЗ». Важно изучить как техническую, так и организационную структуру производства, взаимодействие с поставщиками и партнерами.
Этап 2. Анализ внешних факторов
На втором этапе необходимо провести анализ конкурентов ОАО «МТЗ», проанализировав их технологии, качество, цены, маркетинговую стратегию. Важно понимать сильные и слабые стороны конкурентов, чтобы сформулировать оптимальную стратегию развития для ОАО «МТЗ».
Также следует провести SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз) для выявления факторов, которые оказывают наибольшее влияние на конкурентоспособность ОАО «МТЗ».
Этап 3. Исследование рынка
На этом этапе следует провести исследование рынка тракторов, чтобы понять, какие изменения происходят сейчас на рынке и какие будут в ближайшем будущем. Следует оценить размер рынка, его динамику, анализировать причины изменений, отслеживать изменения законодательства и тенденции в поведении потребителей. Необходимо также провести исследование пристрастий покупателей, чтобы понимать, какие качества тракторов наиболее ценятся.
Этап 4. Оценка конкурентоспособности
На последнем этапе необходимо проанализировать все собранные данные и оценить конкурентоспособность ОАО «МТЗ». Оценка должна включать в себя определение сильных и слабых сторон продукции, ее уникальных преимуществ и недостатков по сравнению со своими конкурентами. Важно также оценить соответствие цен качеству продукции и определить оптимальную ценовую стратегию.
Пример программы исследования конкурентоспособности на ОАО «МТЗ»:
Этап 1. Анализ внутренних факторов
1.1. Описать системы управления на предприятии;
1.2. Оценить производственные процессы на предприятии;
1.3. Оценить уровень технологической оснащенности производства;
1.4. Проанализировать качество производимой продукции;
1.5. Определить уникальные преимущества ОАО «МТЗ».
Этап 2. Анализ внешних факторов
2.1. Составить список конкурентов ОАО «МТЗ»;
2.2. Оценить технологии производства на конкурентных предприятиях;
2.3. Определить качество продукции на конкурентных предприятиях;
2.4. Проанализировать маркетинговую стратегию конкурентов;
2.5. Проанализировать преимущества и недостатки конкурентов.
Этап 3. Исследование рынка
3.1. Описать рынок тракторов в России;
3.2. Определить долю рынка, занимаемую ОАО «МТЗ»;
3.3. Оценить динамику рынка тракторов в России;
3.4. Проанализировать изменения в законодательстве, касающиеся производства тракторов;
3.5. Оценить потребности потребителей и их пристрастия.
Этап 4. Оценка конкурентоспособности
4.1. Проанализировать все полученные данные;
4.2. Определить сильные и слабые стороны продукции ОАО «МТЗ»;
4.3. Оценить уникальные преимущества и недостатки продукции на фоне конкурентов;
4.4. Определить оптимальную ценовую стратегию;
4.5. Оформить отчет о результатах исследований.