Схема наблюдения за поведением и учебной деятельностью обучающихся может быть разработана для оценки различных личностных свойств, таких как коммуникативные способности, организаторские способности и целеустремленность. Для этих целей можно использовать следующие этапы разработки схемы наблюдения:
1. Определение предмета изучения:
Первым шагом является определение общего предмета изучения, то есть какие именно личностные свойства будут оцениваться через поведение и учебную деятельность обучающихся. В данном случае, предметом изучения являются коммуникативные способности, организаторские способности и целеустремленность.
2. Сформулирование цели проведения наблюдения:
На этом этапе следует определить, какая конкретная цель будет достигнута через данное наблюдение. Например, целью может быть оценка уровня развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
3. Определение вида наблюдения:
На этом этапе нужно решить, какой вид наблюдения будет использоваться для сбора данных. В данном случае можно выбрать наблюдение в естественных условиях, когда наблюдатель присутствует непосредственно при обучении или коммуникации и фиксирует наблюдаемые проявления поведения.
4. Выделение единиц наблюдаемого явления, подлежащих регистрации:
На этом этапе следует определить, какие конкретные проявления поведения будут регистрироваться. Например, при оценке коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, можно регистрировать их умение выражать свои мысли, умение слушать других, умение общаться с партнером и т.д.
5. Разработка шкалы оценки наблюдаемых проявлений:
На этом этапе следует разработать шкалу оценки для каждой из выделенных единиц наблюдения. Шкала может быть качественной, когда используется описание разных уровней проявления поведения (например, "низкий уровень", "средний уровень", "высокий уровень"), или количественной, когда используется числовая шкала.
Шкала оценки коммуникативных способностей, например, может включать такие критерии, как ясность выражения мыслей, умение адекватно реагировать на сообщения собеседника и умение установить контакт с другими людьми. Для каждого критерия можно определить несколько уровней оценки и описание каждого уровня.
Шкала оценки организаторских способностей может включать такие критерии, как умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль над выполнением задач, умение организовывать свой рабочий пространство и т.д.
Шкала оценки целеустремленности может включать такие критерии, как степень заинтересованности в достижении целей, настойчивость, независимость от поражений и т.д.
После разработки шкалы оценки и проведения наблюдения, можно проанализировать полученные данные и сделать выводы о уровне развития каждого из личностных свойств. Это позволит в дальнейшем принять меры для их развития и улучшения. Кроме того, полученные данные могут быть использованы для улучшения системы образования или работы с обучающимися.