Развитие субъектности обучающихся в процессе учебной деятельности является одной из важнейших задач современной образовательной системы. Субъектность обучающегося - это его способность самостоятельно принимать решения, осуществлять выбор, ориентироваться в информационном пространстве, развивать свои творческие и критические навыки, саморегулировать свою учебную и поведенческую деятельность.
Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие субъектности обучающихся, является организация учебного процесса таким образом, чтобы весь учебный материал был ориентирован на активную позицию обучающегося, на его интересы, потребности и уровень подготовки. Важно создать условия для развития творческого мышления, самостоятельности и самопознания ученика.
Для этого необходимо предлагать обучающимся задачи, которые требуют не только повторения и запоминания материала, но и его применения в новых и нетривиальных ситуациях. Например, при изучении математики можно предложить ученикам задачи, которые требуют нестандартного подхода к решению, а в предметах естественно-научного цикла - проведение экспериментов, поиск нестандартных решений.
Важным аспектом развития субъектности является индивидуализация образования. Это значит, что необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося: его интересы, склонности, уровень развития и прочие факторы. Каждому ученику необходимо давать возможность самостоятельно определять свою траекторию обучения, выбирать предметы и направления, которые ему более интересны.
Стимулирование активности обучающихся также является важной составляющей развития субъектности. Учитель должен создавать условия, в которых обучающиеся могут проявить свои способности и полезные предложения, вносить свой вклад в общий процесс обучения. Здесь важно создать атмосферу доверия, в которой обучающиеся осознают, что их мнение и идеи ценны и уважаемы.
Субъектность обучающихся также развивается через формирование устойчивой мотивации к учебе. Чтобы обучающийся был активным и заинтересованным в процессе обучения, важно, чтобы он видел ценность и смысл учебы для себя. Для этого учитель может служить примером интереса и энтузиазма к своему предмету, использовать различные методы и технологии обучения, которые делают учебный процесс интересным и актуальным.
Таким образом, развитие субъектности обучающихся в процессе учебной деятельности является сложной и многогранный процесс, требующий сочетания множества подходов и методов. Важно создать условия для активной позиции обучающегося, индивидуализации образования, стимулирования активности и формирования мотивации учеников, что позволит им стать субъектами своего обучения, способными самостоятельно принимать решения и достигать поставленных целей.