Развитие предпринимательства в России является одним из важнейших индикаторов экономического роста и социального развития страны. Последние годы характеризуются постепенным увеличением числа предпринимателей и расширением сферы их деятельности. Рассмотрим подробнее этот процесс.
Cтатистические показатели указывают на то, что число зарегистрированных предприятий в России продолжает расти. Так, согласно Росстату, к 2019 году общее число зарегистрированных ИП в России составило 4,88 млн.(1). При этом количество предприятий, зарегистрированных как юридические лица в 2019 году, выросло на 7,4%, достигнув 1,44 млн. (2) Важным показателем роста является увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Так, на начало 2021 года, число МСП в России составляло 6,21 млн.(3), это на 5,4% больше, чем годом ранее.
Разнообразие отраслей, в которых начинают свой бизнес предприниматели в России, также постоянно расширяется. Многие представители малого и среднего бизнеса работают в таких отраслях, как розничная торговля, услуги для населения, производственный сектор и сфера IT-технологий. По данным Росстата, отраслевой состав МСП СФП среднего размера на конец 2020 года был следующим: в сфере общественного питания работало 9,1% всех МСП данного класса, на 8,4% – автосервисы и автомойки, 6,3% – строительство, 5,4% – СФП по продаже автомобилей, 2,6% – оптовая торговля, 2,1% – отели, мотели и гостиницы, 1,9% – снаряжение и ремонт бытовой техники, 1,7% – розничная торговля, 1,6% – оптовая торговля, 0,7% – сельское хозяйство и лесное хозяйство, 12,3% – оставшиеся сферы обслуживания (4).
Также следует отметить, что в России достаточно благоприятные условия для создания и развития малого и среднего бизнеса. В том числе, налоговое законодательство России сравнительно мягкое, упрощенная система налогообложения дает возможность начинающим предпринимателям минимизировать налоговые выплаты и уменьшить бумажную волокиту. Правительство также выпускает отдельные программы и меры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса. Например, государственные гарантии, микрокредитование, кредиты на развитие бизнеса и т.д.
Также можно отметить, что в последнее время крупные предприятия и государственные структуры все чаще сотрудничают с малыми и средними предприятиями. Например, крупные корпорации закупают товар или услуги у малых и средних компаний, мы видим это явление в сфере строительства, государственных закупок. Также были созданы специальные отделы и организации, которые предоставляют бесплатные консультации и помощь малому бизнесу в вопросах юридической, маркетинговой поддержки, участие в госзакупках и т.д.
Однако несмотря на динамичный рост малого и среднего бизнеса в России, эксперты отмечают ряд проблем, которые мешают более эффективному развитию предпринимательства в стране. Например, нехватка квалифицированных кадров для различных сфер бизнеса, высокие расходы на зарплаты, сложности в получении кредита в банке для расширения бизнеса, административные барьеры, коррупция и нестабильность экономической ситуации в стране.
Таким образом, развитие предпринимательской деятельности в России продолжает двигаться вперед благодаря благоприятным условиям, успехам взаимодействия крупных и малых бизнесов, используя разнообразные отрасли и услуги, но существуют проблемы, которые необходимо решить для более стабильного и сильного развития сферы предпринимательства в России.
Список литературы:
1. Статистический бюллетень, Федеральная налоговая служба, 2021 год.
2. Годовой отчет, Росстат, 2019 год.
3. Данные портала региональной политики, Министерство экономического развития Российской Федерации, 2021 год.
4. Опубликованные данные Росстат.