Проектирование урока изобразительного искусства в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) должно отвечать требованиям материала и задач, стоящих перед учащимися на данном уроке, а также соответствовать уровню их развития. Критерии результативности данного урока можно разделить на несколько групп.
1. Формирование знаний и понимания. Учащиеся должны разобраться в том, что происходит на уроке, какую цель преследует учитель, что необходимо им знать и понимать. В рамках ФГОС знания должны основываться на научных фактах, а понимание – на педагогических и когнитивно-психологических знаниях. Например, учитель может объяснить художественные законы построения композиции, используя экспериментальные данные о восприятии цвета, формы и т.д.
2. Развитие умений и навыков. Учащиеся должны приобрести новые или усовершенствовать имеющиеся умения и навыки во время работы на уроке. Например, учитель может задать задание на композиционное построение рисунка с натуры. В процессе работы учащиеся будут улучшать свое владение карандашом, умение моделировать светотень, передавать объем и т.д.
3. Развитие и формирование личностных качеств. Работа над проектом урока должна способствовать развитию личностных качеств: творческих, коммуникативных, рефлексивных, эмоционально-нравственных. Например, учитель может предложить учащимся рисовать портрет друг друга. В результате учащиеся узнают больше о личностных качествах своих одноклассников, научатся выражать свой уникальный образ и уважать творческий вклад других.
4. Контроль и оценка. Учитель должен провести контроль и оценку результатов работы учеников на уроке. Однако оценивание должно быть основано на критериях, являющихся частью конкретных учебных задач. Например, при оценке портретов друг друга учитель должен оценить умение передать сходство объекта и техническое мастерство рисования, а также признать уникальность стиля уличеника.
Таким образом, критерии результативности урока изобразительного искусства в рамках ФГОС должны соответствовать трем направлениям: уровню знаний и понимания, уровню умений и навыков, а также уровню развития и формирования личности. Контроль и оценка результатов работы учеников также необходимы, но должны быть основаны на конкретных учебных задачах, определенных для данного урока.