Теория общественного договора - одна из ключевых концепций в политической антропологии, которая объясняет происхождение государства и его связь с индивидуальными правами и обязанностями граждан. Три самых известных и влиятельных точки зрения на возникновение государства в рамках этой теории принадлежат Томасу Гоббсу, Джону Локку и Жан-Жаку Руссо. Каждый из этих мыслителей разрабатывал свою концепцию общественного договора, их взгляды на исторический контекст, особенности, становление и развитие теории, а также ее сторонников и влияние существенно различаются.
Первым мыслителем, разработавшим теорию общественного договора, был Томас Гоббс. Его книга "Левиафан" (1651 г.) - одно из наиболее знаменитых произведений политической философии. Гоббс разработал теорию с целью объяснения и возможно устранения хаоса и войны, присущих состоянию естественной свободы. Он предполагал существование естественного равенства между людьми, где каждый аспект их жизни заполнялся борьбой за выживание и конкуренцией. В соответствии с Гоббсом, верховенство государства и образование сильного правительства были необходимыми мерами для предотвращения хаоса. В историческом контексте, Гоббс жил во время гражданской войны в Англии, и его теория была частично сформирована этим периодом политической нестабильности. Гоббс считал, что государство необходимо для обеспечения безопасности, и что все граждане должны подчиняться единому суверену, чтобы обеспечить собственные жизни и личные интересы. Он также считал, что государство является выражением "общественного договора" между правящими и правляемыми, где каждый гражданин отказывается от определенной свободы в обмен на защиту и безопасность, которые обеспечивает государство. Таким образом, в основе его теории лежит идея, что суверен имеет всеобщее право управлять и контролировать своих граждан.
В отличие от Гоббса, Джон Локк разработал свою концепцию во времена Гладиолусской революции (1688-1689 гг.), когда король Яков II был свергнут и заменен на монархию Вильгельма III Оранского и Марии II. Локк был сторонником революции и либеральной демократии. В своем труде "Очередное гражданское правительство" (1690 г.) Локк считал, что государство существует для защиты индивидуальных прав каждого человека. Он согласился с Гоббсом в том, что люди живут в состоянии естественной свободы и равенства, но отличался в том, что считал, что каждый человек имеет некоторые естественные права, такие как право на жизнь, свободу и собственность. В отличие от Гоббса, Локк полагал, что правительство не должно быть абсолютно и что люди договариваются об образовании правительства для защиты этих естественных прав. Локк счел государственную власть нибирациехрую собственностью, и отметил, что правительство, которое нарушает права граждан и превышает свои полномочия, может быть устранено. Он также предложил идею трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - для обеспечения справедливости и уравновешенности.
Жан-Жак Руссо разрабатывал свою концепцию общественного договора в конце XVIII века во время Великой французской революции, когда Франция переживала социальные и политические потрясения. В своем главном сочинении "Об общественном договоре" (1762 г.) Руссо выступал за идею, что государство должно выражать общую волю народа и служить интересам общества в целом. Он был критиком как Гоббса, так и Локка, и полагал, что государство должно быть более демократическим и прямым, чем их концепции. Руссо утверждал, что общественный договор должен быть свободным и равным и что каждый член общества должен иметь равные возможности выразить свою волю. Он также полагал, что государство не должно налагать лишних ограничений на индивидуальные свободы и что граждане должны иметь право контролировать свою правительственную власть. Руссо поддерживал концепцию "общественного согласия", где граждане приходили к соглашению между собой о том, каким образом будет управляться и контролироваться государство.
Таким образом, три концепции общественного договора, предложенные Томасом Гоббсом, Джоном Локком и Жаном-Жаком Руссо, отражают разные взгляды на происхождение государства и его связь с индивидуальными правами и обязанностями граждан. Гоббс считал государство необходимым для предотвращения хаоса и борьбы за выживание, Локк акцентировался на защите индивидуальных прав и обязанностей, а Руссо выступал за идею демократического государства, основанного на общественной воле. Исторический контекст их теорий также влиял на их взгляды и подходы - Гоббс жил во время политической нестабильности, Локк был свидетелем революции, а Руссо - французской революции. Каждая из этих концепций имеет своих сторонников и критиков, и они все оказали значительное влияние на политическую мысль и развитие политических систем.