Проблемное обучение (problem-based learning) – это метод обучения, основанный на активности студента, где он получает знания и навыки с помощью решения практических проблем. При этом, учитель играет роль фасилитатора, то есть он помогает студентам формулировать проблемы, определять информационные источники и анализировать результаты.
Применение метода проблемного обучения в дошкольном возрасте имеет ряд преимуществ. Во-первых, это помогает формировать у детей критическое мышление, способность анализировать информацию и принимать решения. Во-вторых, такой подход обеспечивает активность и вовлеченность детей в процесс обучения, улучшает их мотивацию и интерес к учебе. В-третьих, проблемное обучение позволяет формировать у детей социальные и коммуникативные навыки, такие как умение работать в группе, общаться и договариваться.
Одним из методов проблемного обучения в дошкольном возрасте может быть использование ситуационных игр. Например, игра "Магазин" может помочь детям научиться считать деньги, понимать понятия "больше" и "меньше", определять цену товаров и т.д. Игра "Больница" позволяет детям познакомиться с ролями в медицинском учреждении, понимать процедуры, связанные с заботой о здоровье и т.д.
Ключевые критерии, которые необходимо учитывать при применении метода проблемного обучения в дошкольном возрасте, включают в себя формулирование практических проблем, соответствующих возрастным особенностям детей и их познавательным потребностям, адаптацию методики под конкретных ребенка и их индивидуальные возможности и интересы, организацию эффективной коммуникации между детьми и учителем в формате диалога-партнерского взаимодействия.
Примером проблемного обучения в дошкольном возрасте может служить использование средств интерактивной коммуникации, например, компьютерных игр и программ. Например, при игре в компьютерную игру "Лабиринт" детям предлагается решить задачу по поиску выхода из лабиринта, что развивает их логическое мышление, способности к анализу и принятию решений.
В заключение, проблемное обучение является эффективным методом обучения для детей дошкольного возраста, поскольку он способствует формированию критического мышления, увеличению мотивации и интереса к учебе, развитию социальных и коммуникативных навыков и знаний. Однако при его применении необходимо учитывать возрастные особенности детей и обеспечивать индивидуальный и адаптированный подход к каждому ребенку.