Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан аль-Фараби (872 — 950), известный также как «второй учитель» (после Аристотеля) в истории арабской философии, был крупным мыслителем в области этики и социальной философии, включая проблему счастья.
Воззрения аль-Фараби по поводу счастья описываются как ориентация на спокойствие разума, свободу от страстей и получение удовольствия от творческой деятельности. Он рассматривал эту проблему с разных углов зрения. Так, например, для него существовало пять различных видов счастья.
Первый вид, исходя из его философских представлений, это «божественное счастье», которое получается путём познания божественной сущности и соединения с ней. Можно отметить, что это вид счастья, не доступный обычным людям.
Второй вид счастья, который доступен каждому, это «физическое счастье». Оно выпадает с долей каждому, кто может удовлетворить свои физические потребности. Но это счастье не является истинным, поскольку оно временное.
Третьим видом счастья является «причинное счастье», которое проистекает из того, когда разумному человеку удаётся установить гармоничные отношения со всей природой, исходить из природы законов и познавать их. При этом он должен понимать, что разум и справедливость наиболее важны в крупице природы над всеми.
Четвёртым видом счастья аль-Фараби считал «нравственное счастье», когда все эти человеческие качества, такие как честность, порядочность, усердие, скромность и общение с близкими и друзьями, находятся в гармонии друг с другом.
Наконец, пятый вид счастья – это «интеллектуальное счастье», когда ума человека удаётся выйти за рамки повседневности, заняться творчеством и достичь максимального уровня знаний в привилегированных областях.
Аль-Фараби верил, что эти несколько видов счастья могут сочетаться только при условии определённого сбалансированного подхода к жизни. Он утверждал, что человек должен служить обществу и заботиться о благополучии семьи и друзей, но не пожертвовать своей индивидуальностью и не забывать о личных предназначениях. Вот почему в философии аль-Фараби счастье не является конечной целью, само по себе, а скорее средством достижения более возвышенных целей в жизни.