Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, определяет основные принципы организации и деятельности государственного аппарата и закрепляет статус местного самоуправления.
Одним из основных принципов организации и деятельности государственного аппарата, закрепленных в Конституции, является принцип разделения властей. Согласно статье 10 Конституции, власть в Российской Федерации осуществляется через законодательную, исполнительную и судебную ветви государственной власти. Каждая из ветвей власти имеет свои функции и полномочия, а также действует на равных основаниях, взаимодействуя и контролируя друг друга.
Важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является принцип государственной федерации. Согласно статье 1 Конституции, Российская Федерация — демократическое правовое государство, основанное на принципе разделения властей и федеративном устройстве. Федерация состоит из регионов, которым предоставлено право на самоуправление в пределах установленных Конституцией и законами Российской Федерации.
Основой организации и деятельности государственного аппарата является принцип верховенства закона. Согласно статье 15 Конституции, никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. Законы и иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции, а их выпуск, изменение или отмена производится только в порядке, установленном Конституцией.
Также Конституция определяет принципы свободы и равенства. Согласно статье 2 Конституции, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Все люди равны перед законом и судом. Главной задачей государства является обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Конституция также закрепляет принцип прямого и публичного осуществления власти. По статье 3 Конституции, носителями суверенитета и единственными источниками власти в Российской Федерации являются ее многонациональный народ. Власть в Российской Федерации осуществляется через выборы и референдумы, а также иными формами прямого и публичного осуществления власти.
Наконец, одним из основных принципов организации и деятельности государственного аппарата является принцип субсидиарности. Согласно статье 3 Конституции, федеральная власть осуществляет только те полномочия, которые обусловлены ее компетенцией. Остальные полномочия принадлежат субъектам Российской Федерации. Это позволяет более эффективно распределить полномочия и ответственность между федеральным центром и регионами.
В Конституции Российской Федерации также содержатся статьи, которые определяют статус местного самоуправления. Например, статья 12 устанавливает, что органы местного самоуправления создаются гражданами на основе прямых и свободных выборов. Они имеют право на решение вопросов местного значения, а также на управление находящимися в их ведении имуществом.
Статья 129 Конституции устанавливает, что местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на территории муниципальных образований, которые наделяются самостоятельностью в установленном порядке. Местное самоуправление осуществляется на основе принципов территориальной обособленности и собственности находящегося в их ведении имущества.
Кроме того, статья 132 Конституции определяет принципы, регулирующие деятельность территориальных органов Федерального собрания. Эти органы представляют интересы местного самоуправления на федеральном уровне и осуществляют контроль за соблюдением правовых актов, решений и действий органов местного самоуправления.
В целом, Конституция Российской Федерации закрепляет ряд принципов организации и деятельности государственного аппарата, таких как разделение властей, государственная федерация, верховенство закона, свобода и равенство, прямое и публичное осуществление власти и субсидиарность. Кроме того, она определяет статус местного самоуправления и принципы его деятельности, включая создание органов местного самоуправления на основе выборов, самостоятельность муниципальных образований и защиту их интересов на федеральном уровне.