Принцип обогащения мотивации речевой деятельности заключается в том, что человек будет преуспевать в речевой деятельности в том случае, если у него будет достаточный мотив для этого. Мотивация, в свою очередь, складывается из нескольких факторов, включая внутренние и внешние стимулы, а также ожидания и оценки собственной способности.
Внутренний мотивацией связан с самодетерминацией и формированием собственной цели. Например, ребенок может быть мотивирован изучать новые слова из-за желания выучить новый язык или стать более грамотным. Внутренняя мотивация является важным фактором успешной речевой активности, поскольку она связана с чувством личной значимости и приносит с удовлетворением.
Внешние стимулы, связанные с получением похвалы или вознаграждений, также могут повысять мотивацию ребенка. Например, если ребенок знает, что его родители будут гордиться, если он научится говорить и читать, это может стать мотивом для него для изучения речи. Однако использование только внешних стимулов может ослабить внутреннюю мотивацию.
Ожидания и оценки собственной способности также важны для формирования мотивации ребенка. Если ребенок чувствует, что он может добиться успеха в речевой деятельности, это повышает его мотивацию научиться говорить и слушать на правильном уровне. С другой стороны, постоянное критикование и пренебрежение со стороны окружающих могут привести к отрицательной мотивации и отчуждению от речевой деятельности.
Эффективное обогащение мотивации для речевой деятельности обеспечивает индивидуализацию подхода к каждому ребенку. Например, педагог может использовать творческие методы, такие как игры или ролевые игры, чтобы активизировать детей, которые склонны к внутренней мотивации и предпочитают заниматься речевой деятельностью без внешних стимулов. Для других детей, которые могут быть сопротивляться изучению речи, может быть полезно использовать внешние стимулы, такие как вознаграждения, для начала процесса обучения. Важно, чтобы мотивация была поддерживаема на длительный период времени, поскольку речь развивается постепенно и требует постоянной практики и мотивации для достижения успеха.
Таким образом, принцип обогащения мотивации речевой деятельности является важным для успешного изучения речевых навыков. Он включает использование внутренних и внешних стимулов, ожиданий и оценок собственной способности для формирования мотивации ребенка. Важно индивидуализировать подход для каждого ребенка, чтобы обеспечить поддержание мотивации в течение долгого периода времени.