Коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи основывается на взаимодействии ребенка с окружающей обстановкой и на его активном участии в коммуникативно-речевой деятельности. Этот подход основывается на представлении, что речь является средством не только передачи информации, но и средством взаимодействия, общения и социального взаимодействия. Кроме того, этот подход уделяет особое внимание активности и самостоятельности ребенка в процессе развития речи, что помогает ему формировать речевую деятельность как средство своего самовыражения и самопознания.
Основным принципом коммуникативно-деятельностного подхода является учет ситуации общения, в которой происходит развитие речи ребенка. Это означает, что речевая деятельность должна быть организована в соответствии с социокультурными условиями, обеспечивающими влияние на ребенка речевых стереотипов и норм языка. Для создания таких условий важно использовать различные средства общения, такие как игры, развлечения, чтение книг и др. Они помогают учитывать интересы, потребности и уровень развития ребенка и способствуют его компетентности в общении.
Согласно коммуникативно-деятельностному подходу, ребенок становится главным участником образовательного процесса. Он активно взаимодействует с окружающей средой, используя свои речевые и коммуникативные способности. Организация активных форм общения, таких как общение в детском коллективе, ролевые игры и пр., помогает ребенку получать опыт общения с другими людьми и развивать навыки взаимодействия в социальном мире.
Согласно закономерностям развития речи, коммуникативно-деятельностный подход помогает ребенку формировать не только языковые, но и мыслительные навыки. В процессе обучения ребенок осваивает разнообразные способы общения, а также учится делать выводы и рассуждать на определенную тему. Это позволяет ему развивать свою личность и достигать целей, которые он ставит перед собой.
Принципы коммуникативно-деятельностного подхода включают в себя:
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Учитывая особенности развития речи у каждого ребенка, педагог должен создавать условия для его индивидуального развития. Активное использование игровых методов и различных форм общения помогает поддерживать интерес и мотивацию к обучению.
2. Создание комфортной атмосферы в процессе обучения. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в процессе обучения и не страшился ошибиться. Основное внимание должно быть уделено не исправлению ошибок, а пониманию сущности сообщения и нахождению путей совершенствования коммуникативной деятельности.
3. Развитие у ребенка мотивации к общению. Коммуникативно-деятельностный подход помогает развить у ребенка мотивацию к общению и помогает ему понять, насколько важно научиться говорить правильно и эффективно.
4. Стимулирование самостоятельности ребенка. Основываясь на принципах коммуникативно-деятельностного подхода, педагог должен стимулировать самостоятельность ребенка в процессе обучения. Для этого организуются игровые ситуации, в которых ребенок может проявить свою инициативу и самостоятельность.
Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи является наиболее эффективным и перспективным подходом в развитии речи ребенка. Этот подход не только помогает формированию речевых умений, но и способствует развитию его личности в целом, учитывая его интересы, потребности и уровень развития.