Нормативно-правовая база по социальной защите безнадзорных и беспризорных детей в России включает ряд актов, которые регулируют права и обязанности государства, органов местного самоуправления, а также некоммерческих организаций и граждан в отношении данной категории детей. Важной задачей данных нормативных актов является обеспечение социальной защиты и реабилитации данных детей, а также их социализация и включение в общество.
В настоящее время основным нормативно-правовым актом в области социальной защиты безнадзорных и беспризорных детей является Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 146-ФЗ «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации». Данный закон устанавливает основные права детей, определяет порядок и условия предоставления им социального обслуживания. Он также определяет понятие "социальное обслуживание", которое включает в себя широкий спектр мероприятий, направленных на обеспечение развития, социализации, защиты и поддержки детей.
В дополнение к Федеральному закону № 146-ФЗ, особое значение имеют ряд подзаконных актов, которые регулируют особенности организации и функционирования социально-реабилитационных центров для безнадзорных и беспризорных детей. Одним из таких актов является Постановление Правительства РФ от 12 августа 2014 года № 754 «О порядке предоставления государственных услуг в центрах социальной помощи семье и детям». Данный акт устанавливает основные требования к условиям предоставления государственной поддержки семьям с детьми, включая заботу о безнадзорных и беспризорных детях.
Также следует отметить Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «О противодействии допингу в спорте», который включает в себя положения о запрете использования детей-беспризорников в спортивных мероприятиях без соблюдения требований к медицинской, педагогической и социальной защите детей.
Однако, несмотря на существующую нормативно-правовую базу, есть аспекты социальной защиты безнадзорных и беспризорных детей, которые требуют доработки и усовершенствования.
Во-первых, необходимо улучшить систему предоставления социальных услуг этой категории детей, так как в настоящее время они не всегда полностью соответствуют их потребностям. Например, необходимо развивать различные формы семейного устройства вынужденно разделенных детей, такие как приемные семьи или приемные родители. Кроме того, следует разработать и внедрить эффективные программы социализации безнадзорных и беспризорных детей, которые включали бы не только основную образовательную программу, но и формирование навыков социального поведения и навыков самоуправления.
Во-вторых, важно улучшить систему предоставления медицинской помощи данной категории детей. Дети-беспризорники и безнадзорные дети в большинстве случаев испытывают различные заболевания, в том числе психические и неврологические. В связи с этим необходимо предусмотреть специальные меры по организации медицинской помощи этой категории детей, включая доступ к квалифицированным врачам-специалистам и психологам, а также возможность получения регулярного медицинского наблюдения.
В-третьих, следует разработать и внедрить комплексные программы реабилитации и адаптации для детей, которые позволят им успешно интегрироваться в общество и восстановиться после пережитых трудностей. В рамках таких программ должны предусматриваться не только медицинская и психологическая помощь, но и образовательные, трудовые и социально-педагогические программы.
Наконец, требуется совершенствование системы контроля со стороны государственных органов и общественности за условиями проживания и развития безнадзорных и беспризорных детей. Существующие механизмы контроля не всегда эффективны, и часто игнорируются случаи нарушения прав детей. Поэтому необходимо создать и развивать систему общественного контроля за условиями проживания и развития этой категории детей, в том числе через организации и учреждения, занимающиеся защитой прав детей.
Таким образом, несмотря на наличие нормативно-правовой базы по социальной защите безнадзорных и беспризорных детей в России, есть аспекты, которые требуют доработки и усовершенствования. Во-первых, необходимо совершенствовать систему предоставления социальных услуг и развивать различные формы семейного устройства таких детей. Во-вторых, важно улучшить систему медицинской помощи данной категории детей и разработать комплексные программы реабилитации и адаптации для них. В-третьих, требуется совершенствование системы контроля за условиями проживания и развития безнадзорных и беспризорных детей со стороны государства и общественности. Реализация данных мер позволит обеспечить более эффективную защиту прав и интересов данной категории детей.