Тревога является нормальной реакцией организма на опасность или угрозу. Она помогает нам оставаться бдительными и готовыми к действию в ситуациях, когда нам требуется защита. Однако, иногда тревога может стать чрезмерной или непропорциональной реакцией на ситуацию, что может привести к нарушению психического состояния и повышенному стрессу. В таких случаях говорят о тревожных расстройствах.
Психологическая защита - это неосознаваемый механизм, который помогает нам справляться с тревогой, стрессом и другими неприятными эмоциональными состояниями. Он позволяет нам отстраниться от болезненных или угрожающих ситуаций, сохранить свою самооценку и сохранить психическое равновесие. Механизмы психологической защиты оказываются особенно полезными, когда мы не можем изменить ситуацию или немедленно справиться с проблемой.
Существует несколько основных механизмов психологической защиты:
1. Рационализация - это способ объяснить неприятные или тревожные события таким образом, чтобы они казались менее угрожающими или давящими. Например, человек может сказать себе: "Я не прошел собеседование из-за несправедливости рекрутера, а не из-за своих слабостей".
2. Отрицание – это отказ от признания существования опасности или угрозы. Это может проявляться, например, в игнорировании тревожных симптомов или отказывании от событий, которые вызывают тревогу. Например, человек может сказать себе: "Нет ничего плохого в моем здоровье, это просто незначительные проблемы".
3. Сублимация - это канализация негативной или тревожной энергии в конструктивное действие или хобби. Например, человек может заниматься физическими упражнениями или искусством для снятия стресса.
4. Проекция - это присвоение личных чувств и мыслей другим людям или объектам. Например, человек может обвинять других в своих проблемах или считать, что некоторые объекты несут опасность, когда на самом деле эта опасность существует внутри него.
5. Замещение - это изменение объекта удовлетворения, когда первоначальный объект становится недостижимым или неприемлемым. Например, человек может заменить желание алкоголя желанием еды или занятиями спортом.
6. Реактивное образование - это возникновение противоположного чувства или мысли к исходным негативным чувствам или желаниям. Например, человек, испытывающий агрессию, может начать проявлять участие и заботу о других, чтобы скрыть свою агрессию.
7. Свертка - это соединение внутриличностных конфликтов, путем замены одной тревожной идеи или воспоминания другой тревожной идеей или воспоминанием. Например, человек может перестать вспоминать свою больную детскую травму и начать вспоминать о другой более приятной ситуации.
8. Забывание - это психический механизм, который помогает забыть неприятные или травмирующие события, которые вызывают тревогу. Например, человек может забывать неприятные моменты, связанные со своим детством или прошлыми отношениями.
Эти механизмы психологической защиты могут быть полезными и помогать нам справиться с тревогой и стрессом в некоторых ситуациях. Однако, их чрезмерное использование или постоянное применение может привести к проблемам взаимоотношений с другими и внутренней психологической нестабильности. Поэтому важно развивать адаптивные способы справляться с тревогой, например, путем обращения к специалистам, развития психологических навыков и повышения осознанности своих эмоций и мыслей.