Осознание явлений языка происходит в области психолингвистики, которая изучает взаимодействие языковых структур с когнитивными процессами человека. Процесс формирования элементарного осознания явлений языка может быть объяснен на основе нескольких теорий.
Одна из таких теорий - теория интернализации языка Л. Виготского. В соответствии с этой теорией, язык играет важную роль в мышлении, и процесс формирования элементарного осознания явлений языка связан с внутренним переживанием ребенком культурных и языковых опытов своего окружения. Вначале, дети осваивают язык через взаимодействие с взрослыми и создают образ языка, потом их внутренний репрезентативный механизм становится независимым, и они могут использовать язык для создания новых мыслительных конструкций и понимания окружающего мира.
Другая теория, которая описывает процесс формирования элементарного осознания явлений языка - это теория категоризации Л. Бергсона. Согласно этой теории, мир состоит из бесконечного количества уникальных событий, однако, когда человек пытается воспринимать мир, он вынужден категоризировать события, чтобы сделать их для себя понятными. Язык служит инструментом, с помощью которого мы категоризируем мир вокруг нас, и процесс осознания явлений языка связан с построением смысловых категорий и понимания связи между ними.
Третья теория - теория когнитивной лингвистики - предполагает, что языковые знания основываются на наших когнитивных способностях. Согласно этой теории, язык - это часть общих когнитивных процессов человека, включая восприятие, мышление, память и внимание. Таким образом, процесс формирования элементарного осознания явлений языка тесно связан с когнитивными процессами и нашей способностью понимать и использовать язык.
Приведем пример того, как происходит формирование элементарного осознания языковых явлений в соответствии с теорией когнитивной лингвистики. Рассмотрим предложение "Снежок белый". Для того, чтобы понять это предложение, необходимо понимание языковых единиц, таких как глагол, существительное и прилагательное. Восприятие слова "снежок" предполагает узнавание объекта, к которому это слово относится. Восприятие слова "белый" предполагает нахождение отношений между цветом и объектом, которое этот цвет описывает. В целом, понимание предложения "Снежок белый" связано с нашими знаниями о языке и нашей способностью сформировать категории и связи между ними.
В заключении, процесс формирования элементарного осознания явлений языка связан с когнитивными процессами, в том числе с восприятием, мышлением и памятью, а также с категоризацией языковых единиц и пониманием связей между ними. Несмотря на то, что существуют различные теории, описывающие этот процесс, все они указывают на то, что язык играет важную роль в понимании мира вокруг нас и формировании нашего мышления.