Принцип разделения властей является одной из основных принципиальных особенностей демократических режимов. Этот принцип предусматривает разделение государственной власти на несколько независимых ветвей - исполнительную, законодательную и судебную, каждая из которых осуществляет свои функции и контролирует деятельность остальных ветвей.
Основная цель разделения властей - предотвратить возможность злоупотребления властью и создать систему взаимного контроля и баланса между ветвями власти. Благодаря разделению властей, ни одна из ветвей не может иметь абсолютную власть и контролировать все аспекты политической жизни. Это позволяет обеспечить гражданскую свободу, разнообразие мнений и принципиальное участие граждан в политических процессах.
В политическом развитии России принцип разделения властей также занимает важное место. После распада СССР и принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году в стране формируется система разделения властей, но довольно скоро оказывается, что множество факторов мешают полному реализации этого принципа.
Одним из главных факторов, которые препятствуют разделению властей в России, является доминирование исполнительной ветви власти. Во многом это объясняется спецификой политического строя, в котором президент имеет сильную политическую роль и является главой исполнительной власти. После прихода к власти Владимира Путина в 2000 году было произведено централизация политической системы вокруг президента, что создало условия для укрепления исполнительной власти, при этом сужая полномочия законодательной и судебной власти. По сути, произошло смещение баланса в сторону президентской власти и ограничение возможностей других ветвей участвовать в принятии решений.
Другим важным фактором, препятствующим разделению властей, являются проблемы судебной системы в России. Несмотря на то, что судебная власть теоретически независима и осуществляет свое влияние на исполнительную и законодательную власть, на практике судебная система страдает от политического влияния и коррупции. Это создает условия для сводки правосудия и невозможности независимых решений судов. В связи с этим возникает необходимость в реформе судебной системы и укреплении ее независимости от политических структур.
Одной из особенностей российского политического класса является его закрытость и ограниченость в своих интересах. С течением времени российский политический класс начал формироваться вокруг долгоживущих политических фигур, часть из которых переходила через различные политические системы и партии. Таким образом, политический класс быстро утратил связь с общественностью и стал представлять собой отдельный клановый слой, ориентированный на сохранение своей власти и ресурсов.
Одной из причин такой ситуации является слабость политических институтов и недостаточность политической конкуренции в России. Отсутствие настоящей партийной конкуренции и широких возможностей общественного контроля обеспечило политическому классу стабильность и возможность реализовывать свои личные интересы. Вместо конкуренции политические партии функционируют скорее как инструменты для поддержания власти главы государства, а не как независимые политические силы, стремящиеся реализовать свое видение развития страны.
Также стоит отметить, что особенностью современного российского политического класса является высокий уровень коррупции и непрозрачность политических процессов. Российская система, основанная на взаимовыгодных элитарных сделках и сговорах, обеспечивает сохранение статус-кво, но при этом не содействует развитию и улучшению жизни обычных граждан. Коррупция и непрозрачность присутствуют во всех сферах государственного управления, начиная от низовых участков местной власти и заканчивая вершинами государственного аппарата. Это приводит к недоверию граждан к политическим институтам и отсутствию их эффективной работы.
Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что разделение властей и демократия являются важнейшими принципами политических систем, но в России они пока не реализованы в полной мере. Недостаточность политической конкуренции, сильная позиция исполнительной власти и ограниченность политического класса в своих интересах препятствуют разделению властей и ограничивают возможности развития демократии в стране. Политическому классу следует проявить больше ответственности перед обществом и стремиться к созданию условий для полного разделения властей и развития демократического политического режима. Это может быть достигнуто через усиление независимости судебной системы, реформу политических институтов и укрепление гражданского общества.