История является одной из самых важных наук, она помогает нам понять, как развивался и изменился мир. Однако, профессия историка может негативно взаимодействовать с государственными и политическими институтами, особенно в отечественной истории в ХХ - начале ХХI веков.
Один из примеров негативного взаимодействия можно найти в области исследования Советского Союза. В период существования СССР государство активно контролировало исторические исследования, и часто использовало их для идеологических целей. Историков заставляли находить в документах только то, что подтверждало речь политических лидеров, и игнорировать все другое. Таким образом, иставленные задачей написать "историю побед" - проигнорировали многие кровавые моменты и преступления властей, что привело к искажению исторического контекста.
Другой пример негативного взаимодействия профессии историка и политических институтов - это обработка исторических фактов, связанных с диктатурой Йозефа Сталина. Известно, что во время правления Сталина были прибиты к стене многие тысячи невинных людей, а сотни тысяч были заключены в лагерях ГУЛАГа. Однако, политики и чиновники, включая и обладателей власти, настаивают на том, что Сталин был гением и его контрибуция в развитии страны и в основе современной России неоценима. Это приводит к тому, что историки подвергаются давлению и пытаются оправдать преступления и убийства народа в целях "объективности".
Также можно увидеть негативное взаимодействие профессии историка и государственных институтов в изучении истории донских казаков. Современная Россия доказывает свою связь с этими казаками, которые направлялись в бои на Крымский полуостров. Однако, на самом деле история казаков не всегда была связана с Россией и не была однозначно лояльна центральной власти. Изучение этого периода часто обусловливается потребностями политических целей, которые не всегда совпадают с историческими реалиями.
Таким образом, профессия историка, главным образом, страдает от влияния государственных и политических институтов, которые стараются извлечь на свою сторону историческую диапозитиву. История не должна использоваться для достижения власти, а научные исследования должны оставаться правдивыми и объективными.