Память – это способность человека сохранять, хранить и восстанавливать информацию. Все виды памяти неразрывно связаны между собой и функционируют одновременно. В зависимости от временной продолжительности запоминаемого материала и специфики воспроизведения информации выделяют следующие виды памяти: кратковременная (рабочая), долговременная и оперативная память.
Кратковременная (рабочая) память – это вид памяти, в которой мы сохраняем информацию, которая нужна нам в данный момент. Этот вид памяти ограничен вместимостью и время хранения информации в нем составляет несколько секунд. Примеры проявления кратковременной памяти:
1. Запоминание и использование номера телефона. Когда мы набираем номер телефона, мы запоминаем его на короткое время, пока не завершим звонок.
2. Запоминание списка покупок. Когда мы составляем список покупок перед тем, как отправиться в магазин, мы запоминаем его на короткое время, чтобы не забыть купить нужные продукты.
3. Запоминание пароля. Когда мы вводим пароль для доступа к аккаунту, мы запоминаем его на короткое время, чтобы успешно выполнить вход.
Долговременная память – это вид памяти, в котором мы сохраняем информацию надолго. В долговременной памяти хранятся знания, навыки, опыт, эмоции, события прошлого. Она имеет практически неограниченную вместимость и может хранить информацию на протяжении всей жизни. Примеры проявления долговременной памяти:
1. Воспоминания о детстве. В нашей долговременной памяти хранятся воспоминания о позитивных и негативных событиях из нашего детства, которые мы помним на протяжении всей жизни.
2. Хранение знаний. Если мы в школе изучили определенную информацию и понимание, то эта информация сохраняется в нашей долговременной памяти.
3. Воспроизведение навыков. Если мы освоили определенный навык, например, игру на музыкальном инструменте, то после достаточно длительного периода без практики мы сможем его восстановить.
Оперативная память – это вид памяти, относящийся к работе человеческого сознания в режиме реального времени. В этой форме памяти хранится информация, с которой мы активно работаем в настоящий момент. Примеры проявления оперативной памяти:
1. Чтение текста. При чтении мы временно храним информацию о прочитанных словах и предложениях в оперативной памяти, чтобы сформировать полное понимание прочитанного.
2. Решение математических задач. При выполнении математических операций мы храним текущие значения и промежуточные результаты в оперативной памяти.
3. Выполнение инструкций. Когда мы выполняем инструкции или задания, мы храним информацию о следующем шаге в оперативной памяти, чтобы корректно продолжить выполнение задания.
В зависимости от способа воспроизведения и хранения информации выделяют извлекаемую, внезапную, зрительную, слуховую, двигательную память и др. Примеры проявления этих видов памяти:
1. Извлекаемая память. Когда мы вспоминаем событие прошлого или информацию из долговременной памяти, мы извлекаем ее на основе сигналов, которые сопоставляются с уже имеющейся информацией.
2. Внезапная память. Когда мы внезапно вспоминаем прошлое событие или образ, которые были забыты, это проявление внезапной памяти. Например, увидев лицо, которое давно не видели, мы внезапно вспоминаем все, что с этим лицом связано.
3. Зрительная память. Когда мы запоминаем образы, виды и события на основе зрительных восприятий и воспроизводим их в памяти, это проявление зрительной памяти. Например, увидев фотографию старого дома, мы можем восстановить в памяти его облик и атмосферу.
4. Слуховая память. Когда мы сохраняем и вспоминаем звуки и звучание слов, музыку или другие аудио восприятия, это проявление слуховой памяти. Например, услышав знакомый голос, мы восстанавливаем в памяти события и образы, связанные с этим голосом.
5. Двигательная память. Когда мы запоминаем движения и навыки (например, вождение автомобиля), эта информация сохраняется в двигательной памяти. Например, когда мы едем за рулем, мы не задумываемся о каждом движении, оно происходит автоматически благодаря сохраненной в памяти информации о движении.
Источники:
1. Grosan, C. (2017). Human memory: the systems and the theories. Res. Horiz, 4, 50-64.
2. Ingersoll-Dayton, B., & Antonucci, T. (1988). The impact of cognition on social support exchanges. J Gerontol, 43(3), 129-135.
3. Thompson, T., Keogh, D., & French, C. C. (2008). Emotional memory, source, and attentional mechanisms: a response to Dolcos, Denkova, and Niven (2008). Emotion. 8. 830-3. 10.1037/a0013963.