Чрезвычайные ситуации могут возникать как природного происхождения, так и иметь техногенный характер. Классификация ЧС включает разделение на следующие категории:
1. Природные чрезвычайные ситуации – наводнения, землетрясения, тайфуны, ураганы и другие природные катастрофы.
2. Техногенные чрезвычайные ситуации – аварии на опасных производствах (химические заводы, АЭС), авиа-, авто-, железнодорожные катастрофы, теракты и др.
Природные катаклизмы являются неизбежностью, возможности предотвращения почти нет, но возможно уменьшить их последствия и быстро реагировать на события. Техногенные катастрофы значительно реже возникают, и их часто можно предотвратить, при условии, что будут учтены все возможные опасности и соблюдены все нормы безопасности.
Одним из методов защиты от возможных последствий чрезвычайных ситуаций является страхование. Страхование – это форма защиты от неожиданных и неизбежных рисков с потенциальным ущербом. Страхование предусматривает перенесение финансового риска на страховую компанию, которая в случае наступления страхового события несет материальные потери по заявленному в полисе страховому случаю. Страховой полис – это официальный договор, заключенный между страхователем (лицом, желающим защитить свой имущественный интерес) и страховщиком (компания, которая берет на себя страхование риска):
1. Страхование жизни и здоровья людей. Страхование от несчастных случаев и травм, хронических заболеваний, патологий, связанных с возрастом и т.д.
2. Страхование имущества граждан. Страхование квартир, домов, недвижимости, транспортных средств, бизнеса, товара и т.д.
3. Страхование от гражданской ответственности. Страхование, защищающее от юридических санкций и штрафов за несоблюдение правил дорожного движения, экологических стандартов, правил строительства и т.д.
Страхование дает возможность социальной психологии активно выступить за использование этого метода, т.к. эта категория предполагает не только перенесение риска на страховую компанию, но и финансовую защиту клиента в случае наступления страхового случая. Если у клиента есть страховой полис, он обретает уверенность, ощущение защищенности в случае чрезвычайной ситуации.