Разделение на несколько пунктов актуально для данного вопроса.
1. Влияние социальной среды на формирование личности несовершеннолетнего преступника. Социальная среда, в которой ребенок вырастает, оказывает сильное влияние на его развитие и формирование его ценностей, убеждений и поведения. Если ребенок вырастает в семье с низким уровнем образования, безработными родителями, с нарушениями установленных норм и правил, с агрессивным или криминальным поведением, то он может быть подвержен негативному влиянию этой среды и иметь склонность к преступлениям.
2. Влияние образовательной среды на формирование личности несовершеннолетнего преступника. Образовательная среда имеет определенный вклад в формирование личности ребенка. Качество образования, которое ребенок получает, его отношение к учебному процессу, наличие поддержки и мотивации со стороны учителей и школьных коллективов играют важную роль в формировании личности. Кроме того, школьное обучение может предоставить дополнительные возможности для развития навыков и интересов, которые могут оттолкнуть ребенка от преступного поведения.
3. Влияние психологических факторов на формирование личности несовершеннолетнего преступника. Психологические факторы, такие как повышенная агрессивность, тревожность, низкая самооценка и проблемы взаимоотношений с окружающими могут сильно влиять на поведение несовершеннолетнего. Конфликты в семье, насилие или злоупотребление алкоголем или наркотиками могут иметь психологическое воздействие на ребенка и оказывать влияние на его склонность к преступности.
4. Влияние факторов свободного времени на формирование личности несовершеннолетнего преступника. Как проводит свое свободное время ребенок, какие у него хобби и интересы, насколько они полезны и воспитывающие, также может влиять на его потенциал к преступности. Если ребенок проводит много времени в компании преступно ориентированных сверстников, в состоянии бездействия или проводит время перед компьютером или телевизором, с патологическими ми увлечениями (наркотики, алкоголь, агрессивные игры), то он может быть более подвержен преступной деятельности.
5. Потенциальные причины несовершеннолетней преступности. К причинам, связанным с отдельными личностными характеристиками ребенка, относят психические и психофизические нарушения (незрелость, отклонения, недоразвитость), формирование отрицательного образа родителей, которое связано с разрывом семьи, некомпетентностью родителей или их зависимостью от алкоголя и наркотиков. К нарушениям семейного строя можно отнести неблагополучную семью, детей из неполной семьи (где нет отцовского влияния или патриархальная семья).
6. Роль образцового поведения в круге общения. Образцы поведения администрации, учителей, друзей, сообщества влияют на развитие поведения ребенка, формируют его мотивацию, ценностные ориентации и отношение к закону. Чем больше у него положительных образцов в окружении, тем меньше вероятность вовлечения в преступную деятельность.
7. Предотвращение преступности несовершеннолетних. Ответственность за предотвращение преступности несовершеннолетних ложится на государство, родителей, социальные и образовательные учреждения, общество в целом. Системные меры и программы должны быть направлены на поддержку родителей в их воспитательных обязанностях, предоставление детям возможности для получения качественного образования, создание положительной социальной среды, развитие альтернативных форм досуга и реализации интересов, а также содействие активному участию детей в общественной жизни.