В дошкольный возраст человека приходится период формирования мышления и развития когнитивных способностей. На этом этапе преобладают конкретные представления о мире, которые формируются на основе восприятия и прямого опыта. Для дошкольников характерны особые свойства мышления, такие как неоформленность, преобладание экспериментирования и практической действенности над теоретическим мышлением.
В соответствии с теорией Жана Пиаже, как один из наиболее известных исследователей детского мышления, в дошкольный период развития характерны два этапа. Первый из них связан с развитием практических действий и называется «сенсомоторный» этап. Второй этап - «эгопериод» - характеризуется формированием первичного формального возможностного мышления. Первый этап начинается с рождения и продолжается до около двух лет, а второй достигается к 6-7 годам.
Одной из особенностей дошкольного возраста является предельная ориентированность на реальную жизнь, что является следствием неформальности, локальности и практичности мышления. Ошибки, определения, намерения и убеждения могут быть искажены, когда ранние дети не осознают значимость расстояния, веса, ускорения и других свойств объектов, а следовательно, не могут использовать наработанные знания при принятии решений.
Однако, несмотря на неформальность мышления и экспериментирование, дошкольники проявляют некоторые первоначальные формы логического мышления, такие как объединение групп объектов по цвету, форме, размеру и.т.п. или определение узнаваемого объекта по тене или контуру. Некоторые из этих форм мышления уже приближены к логике и выступают в качестве начальной стадии теоретического мышления.
Примером характеристики дошкольного мышления может служить эксперимент с пластилином. В ходе эксперимента, ребенок получает прямой опыт работы с объектами и материалами, такими как пластилин, и может на экспериментах проявлять интерес, задавать вопросы о свойствах и возможностях материала, цвета формы. Важно отметить, что ответы дошкольников не всегда правильны или точны, так как дошкольное мышление еще только начинает формироваться.
Таким образом, преобладание практического и неформального мышления характерно для дошкольного периода развития, хотя экспериментирование и практическое действие уже возвожны в рамках развивающегося логического мышления. Важно помнить, что первые шаги в формировании мышления, сделанные ребенком дошкольного возраста, будут иметь далекоидущие последствия для дальнейшего развития его интеллектуальных способностей.