Пожилые люди и инвалиды являются наиболее уязвимыми категориями населения и требуют особой заботы и защиты со стороны государства. Социальное обслуживание данных категорий населения является одной из основных форм государственной поддержки и закреплено в законодательстве Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание – это комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий жизни граждан и их социальной защищенности. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов включает в себя организацию двух видов помощи: социальную поддержку и социальное обеспечение.
Социальная поддержка – это оказание различных видов помощи, имеющей временный характер. К такой помощи относятся организация досуга и культурных мероприятий, занятий спортом и туризмом, устройство на работу, образовательная и медицинская помощь.
Социальное обеспечение – это оказание гражданам, нуждающимся в постоянной помощи, материальной поддержки или домашнем уходе. Этот вид помощи содержит в себе выдачу усиленной компенсации в проезде, предоставление жилья, выплаты в виде пенсии или пособий, а также помощь в организации ухода за пожилыми и инвалидами.
Однако, несмотря на меры социальной поддержки и обеспечения, не все граждане могут получить необходимую помощь. Во многом это связано с отсутствием должного уровня финансирования програм социального обслуживания, недостатком персонала и устаревшими методиками работы. Все это приводит к некачественному оказанию услуг и фактической невозможности многих людей получить оказываемые государством льготы.
Одним из ключевых критериев, которые позволяют оценить качество социального обслуживания пожилых и инвалидов, является наличие достаточного числа профессиональных работников в данной сфере. Согласно статистике Министерства труда Российской Федерации, на 1 января 2021 года на одного гражданина пожилого возраста приходилось 0,97 социального работника, что не соответствует нормативу, рекомендованному Всемирной организацией здравоохранения, который составляет минимум 1,8 специалиста на 100 человек пожилого возраста.
Еще одним важным критерием является доступность и качество жилых помещений для проживания пожилых людей и инвалидов. По данным Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, на начало 2021 года в России на одну тысячу человек пожилого возраста приходилось 14,2 жилых помещений в многоэтажных домах со специальным оборудованием для инвалидов – лифтами, подъемными платформами и прочими удобствами. Это говорит о том, что доступность жилых помещений для проживания пожилых людей и инвалидов в России все еще оставляет желать лучшего.
Одним из примеров успешной модели социального обслуживания пожилых и инвалидов является страна Финляндия. В этой стране существует широкая сеть служб заботы о пожилых и инвалидах, которая включает в себя медицинские учреждения, службы социального обслуживания, транспортные и домашние службы. Большое внимание уделяется не только медицинской помощи, но и социальной поддержке, например, возможности участия в культурных мероприятиях и посещениях театров и музеев.
В заключение можно сказать, что социальное обслуживание пожилых и инвалидов является важным элементом государственной поддержки в наших днях. Однако, несмотря на усилия государственных органов, недостаточно внимания уделяется этой сфере со стороны населения и частного сектора. Возможным решением является регулирование данной сферы законодательством, например, увеличение финансирования и повышение уровня квалификации сотрудников социальных служб, что может привести к улучшению качества оказываемых услуг и повышению жизненного уровня пожилых людей и инвалидов.