Памятник Салической правды представляет собой первый письменный кодекс, созданный салическими франками в V-VI веках. В нем содержатся нормы права и наказания, которые были применялись во время известных судов и действовали на протяжении многих веков. Один из аспектов, который отражается в этом кодексе, это учет социального статуса преступника и пострадавшего при назначении наказания.
В тексте памятника Салической правды присутствуют указания на различные наказания, которые налагались в зависимости от социального статуса преступника и пострадавшего. Например, в главе 41 кодекса указывается, что «если свободного (человека)мужского пола слова обидные уdanе-maltjo», то за это ему полагается нанесение штрафа в 14 сукининов, а если он обидел раба или рабыню, то штраф составляет половину от обычного размера. Это показывает, что при обиде на раба или рабыню наказание было более мягким, чем при обиде на свободного человека.
Также, в главе 4 кодекса говорится о наказании за кражу или угон лошади или овцы. За кражу лошади заживо наказывался свободный человек, в то время как за кражу овцы наказание носило мягкий характер и состояло в выплате штрафа или компенсации пострадавшему. Это показывает, что социальный статус преступника влиял на выбор наказания.
Кроме того, в тексте памятника Салической правды присутствуют указания на различные виды возмездия и компенсации, которые должны были платить преступники, в зависимости от их социального статуса. Например, в главе 43 кодекса говорится о штрафе в 15 сукининов, которую должен заплатить свободный человек за убийство другого свободного человека или раба. Однако, если убийство было совершено рабом, то штраф составлял всего 5 сукининов. Таким образом, социальный статус преступника определял сумму компенсации, которую он должен был заплатить.
Важно отметить, что при назначении наказания учитывался не только социальный статус преступника, но и пострадавшего. В главе 40 кодекса говорится о наказании за удары или оскорбления примерно одинакового социального статуса. Здесь указывается, что за удар свободного человека свободному человеку полагается штраф в 5 сукининов, в то время как за удар свободного человека раба штраф составляет всего 1 суклфракт. Это свидетельствует о том, что социальный статус пострадавшего также играл роль в назначении наказания.
Таким образом, текст памятника Салической правды подтверждает, что при назначении наказания учитывался социальный статус преступника и пострадавшего. В кодексе присутствуют указания на различные виды наказаний, штрафов и возмездий, которые зависели от социального положения и статуса противоборствующих сторон. Это подтверждает, что салический законодатель учитывал не только само преступление, но и социальные отношения между преступником и пострадавшим при назначении наказания.