Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – педагог, писатель, общественный деятель, главный светоч педагогической мысли в Украине и России ХХ века. Он был известен своими инновационными и глубокими идеями в области педагогики, которые носили гуманистический и моральный характер. В основе его педагогической концепции – любовь к ребенку.
Любовь к ребенку
Главная идея педагогики Сухомлинского – это любовь к ребенку. Он утверждал, что необходимость любить ребенка и заботиться о его здоровье и благосостоянии не является выбором, а обязательностью. Это как раз то, что отличает современную педагогику от традиционной, где учитель – «палач» и всеобъемлющий авторитет, на которого ребенок должен быть бояться.
Только такая любовь, считал Сухомлинский, обеспечит гармоничное развитие ребенка и станет залогом его успешной социализации. Он также говорил, что нельзя воспитывать других людей, если не любишь или не способен понять это другое лицо. Любовь, по его мнению, должна лежать в основе любого воспитания и научиться ее выражать можно только через свои примеры.
Защитное воспитание
Основной принцип воспитания у Сухомлинского заключался в защитном воспитании. Он считал, что каждый учитель должен создавать такую обстановку в классе, чтобы дети чувствовали себя в безопасности, чтобы они не раздражались и не злились. Он утверждал, что дети нуждаются в том, чтобы их любили и понимали, и только в такой обстановке они смогут расти крепкими и здоровыми.
Основной принцип защитного воспитания заключается в том, чтобы взаимодействовать с ребенком на уровне равноправия, уважения и взаимопонимания. Это предполагает, что учитель должен знать своих учеников: социальный статус, жизненные обстоятельства, семейную и культурную среду. Важно также умение деликатно реагировать на проявления эмоций, но при этом не пренебрегая корректировкой негативных поступков или реакций учащегося.
Понимание ребенка
Второй принцип, который был важен для Сухомлинского – это понимание ребенка. Он утверждал, что понятие "ребенок" отнюдь не означает "маленький взрослый". Ребенок всегда остается ребенком и нуждается в особом подходе к себе.
Понимание ребенка – это умение находиться на одной волне с ним, слушать, давать возможность выражать свои мысли и чувства, содержать внимание и умение реагировать на тех с взаимодействии дети нуждаются совершенно особом. Сухомлинский считал, что единственным лучшим способом воспитания может быть понимание ребенка. И это понимание необходимо не только на уровне взаимоотношений, но и на уровне личного развития, формование собственной "чашки мудрости" в педагогическом процессе. Важно слушать его, понимать его культуру, обычаи, интересы и потребности. Это помогает педагогу как можно более полно понять и настроиться на позицию ребенка, то есть в функции зарождаются подлинные педагогические отношения, стимулирующие здоровье новообразований в развитии ребенка.
Учить учиться
Еще один важный принцип в педагогике Сухомлинского - учить ребенка учиться. Он утверждал, что развитие учения и обогащение кругозора ребенка должны быть основной целью воспитания.
Сухомлинский считал, что учителю необходимо научить ребенка учиться, он должен научить ребенка, как правильно планировать свое время, работать в темпах, наиболее эффективные для его возможностей и потребностей. Для этого необходимо стать партнером в обучении учеником, создавая вместе с ним благоприятную образовательную обстановку и искреннюю информационную интеграцию в образовательном процессе.
Наконец, педагогика Сухомлинского – это крайне гуманистический подход к знанию и образованию. Его цель заключается не в первую очередь в передаче определенных знаний, а в формировании чувства ответственности и чувственности, индивидуальности и внутреннего свободолюбия.