Василий Александрович Сухомлинский – известный педагог и писатель, автор таких произведений как «Творчество», «Жизнь учителя», «Уроки жизни» и многих других. В его трудах можно найти множество полезных советов для учителей и родителей, а также основные положения, на которых построена его педагогика.
Одной из первых и основных идей педагогики Сухомлинского является идея, что обучение и воспитание – неотъемлемые аспекты развития личности. Он утверждает, что наилучшие результаты достигаются тогда, когда воспитание и обучение не разделяются. Таким образом, он ставит целью прежде всего формирование личности ученика, а не увеличение объемов знаний.
Сухомлинский считал, что каждый ученик является индивидуальностью, которая требует индивидуального подхода. Он писал, что каждый ученик имеет свои уникальные потребности и интересы, которые должны быть учтены при обучении. Поэтому он разработал методики работы с учениками на основе изучения их индивидуальных особенностей. Он рекомендовал учителям развивать умения и навыки, которые ученики могут использовать в своей повседневной жизни, в соответствии с их особенностями.
Одним из главных элементов его педагогики было внимание к качеству взаимоотношений в классе и культуре в общении участников учебного процесса. Он считал, что учителю необходимо создавать такой атмосферу, в которой каждый ученик будет чувствовать себя важным, защищенным и уважаемым. Поэтому он рекомендовал использовать в своей практике такие методы, как беседы, обсуждения, игры и другие, помогающие укрепить отношения между учениками и учителями.
Сухомлинский активно использовал в своей педагогике инновационные методы, которые ранее не применялись. Он подходил к учебному процессу в креативном ключе – пытался найти необычные, но и эффективные методы, которые заинтересуют его учеников. Например, он рекомендовал использовать «игровое обучение», когда ученики учатся играя. Он также предлагал создавать ситуации, в которых учащиеся должны были решать реальные задачи и проблемы.
Важным элементом педагогики Сухомлинского является его отношение к обучению. Он не считал, что обучение – это скучно, нудно и трудно, как это думали многие учителя того времени. Напротив, он считал, что обучение может быть интересным, познавательным, веселым и экспериментальным. Он убежден, что каждый ученик может быть успешным, если он правильно организует свой учебный процесс.
Наконец, В. А. Сухомлинский считал, что необходимо внедрять в учебный процесс эмоционально-нравственные компоненты. Он говорил о том, что учебный процесс не должен быть изолирован от других сфер жизни ученика – семьи, общества и т.д. Он подчеркивал, что учитель должен помогать своим ученикам развиваться как личности не только в интеллектуальном плане, но и в эмоционально-моральном.
Таким образом, педагогика В. А. Сухомлинского базируется на разновекторном, где главная цель - развитие личности ученика, учет его индивидуальных особенностей, усиление взаимоотношений в классе и применение инновационных методов обучения.