Советские университеты не пошли по западному пути во многом из-за идеологических принципов, на которых строилось общество СССР. В отличие от западных университетов, где акцент делается на индивидуальной свободе студента, свободном выборе учебных предметов и гибкости в организации учебного процесса, советские университеты были сильно централизованы и решения о проведении учебных занятий принимались сверху, без учета мнения студентов.
Также роль сыграл фокус на государственной службе. Советские университеты были ориентированы на подготовку кадров для работы в государственном аппарате, индустрии и науке, что привело к определенным ограничениям на выбор направления обучения и к тому, что многие учебные предметы имели ярко выраженную идеологическую составляющую.
Еще одной причиной отсутствия на западном пути было отношение к знанию и образованию как к дару социалистической революции. Это привело к тому, что учебные планы и программы были разработаны с учетом политических целей, что затрудняло их изменение и адаптацию к новым вызовам, как это делается на Западе.
Кроме того, советские университеты имели свою уникальную систему бонусов и поощрений. Например, студенты могли получить определенные льготы, если они добились успехов в спорте или научных достижений, что, в свою очередь, мотивировало их на достижение лучших результатов по конкретным предметам вместо более широкого образования.
Западный путь работы с учебными заведениями во многом основан на рыночных принципах, где решения принимаются на основе рыночных требований и анализа социально-экономических ситуаций. На Западе учебные заведения более свободны в выборе учебных планов и программ, и это позволяет им быть более адаптивными и реагировать на меняющиеся условия. Однако, эта система также имеет свои недостатки, что видно по занижению уровня образования в некоторых странах и повышению стоимости обучения.
В итоге, почему советские университеты не выбрали западный путь - это результат сложных политических, идеологических и социальных факторов, которые ограничивали свободу выбора и создавали собственную систему образования. Однако, в настоящее время многие российские университеты начали значительно реформироваться, привнося инновации и принимая идеи западной системы, чтобы лучше подготавливать кадры к работе в быстро меняющемся мире.