В середине 1970-х годов в СССР активно началось подъем цивилизационных исследований. Ранее эта тематика была мало развита из-за установившегося в стране догматического подхода к изучению общественной жизни. Однако в 1970-е годы началась некоторая либерализация в науке, в результате чего стало возможным проведение исследований и высказывание новых идей, в том числе и в области цивилизационных исследований.
Подъем цивилизационных исследований в СССР был связан с появлением новых идей и крупных исследователей, которые попытались дополнить формационный подход цивилизационным. Один из таких исследователей был Михаил Барг, который в 1974 году опубликовал свою работу "Цивилизация и исторический процесс". В этой работе он предложил свое видение цивилизационных процессов, основываясь на анализе исторического опыта и применяя комплексный подход к изучению общественного развития.
Барг пришел к выводу, что цивилизация — это сложное явление, которое включает в себя не только материальные аспекты (экономический уровень, производительные силы и т.д.), но и духовно-культурные сферы общества (моральные идеалы, религия, искусство и т.д.). Он считал, что цивилизационные процессы невозможно свести только к экономическим аспектам, как это делает формационный подход. В своей работе Барг пытался объяснить, почему некоторые цивилизации достигают высокого уровня развития, а другие остаются в более низком состоянии.
Еще одним из исследователей, которые внесли вклад в развитие цивилизационных исследований в СССР, была Елена Черняк. В ее работах "Цивилизационный процесс и история" (1978) и "Диалектика исторического развития и кризис цивилизации" (1980) она тоже пришла к выводу о важности не только экономических факторов, но и духовно-культурных составляющих в цивилизационных процессах. Черняк отметила, что развитие цивилизации зависит от взаимодействия и конфликтов между различными системами ценностей и нормами.
Людмила Новикова, другая выдающаяся ученая, также занималась цивилизационными исследованиями в СССР. Она опубликовала несколько работ, в которых анализировала взаимосвязь между возникновением цивилизации и процессами усваивания и аккумуляции социокультурного опыта. Она также обратила внимание на роль национальных и культурных традиций в формировании и развитии цивилизаций.
Подъем цивилизационных исследований в СССР в середине 1970-х - начале 1980-х годов свидетельствовал о появлении новых идей и подходов в изучении общественного развития. Исследователи, такие как Михаил Барг, Елена Черняк и Людмила Новикова, попытались расширить формационный подход, признавая важность не только экономических факторов, но и духовно-культурных аспектов в цивилизационных процессах. Они подчеркнули взаимосвязь между цивилизацией и системами ценностей, национальными и культурными традициями, а также уделили внимание роли исторического опыта в развитии цивилизаций.
Эти идеи и исследования стали важной отправной точкой для дальнейшего развития цивилизационных исследований в СССР. Впоследствии в этой области было проведено еще больше исследований, разработаны новые подходы и теории. Однако подъем цивилизационных исследований в СССР в середине 1970-х - начале 1980-х годов стал первыми шагами на пути к развитию этой науки в стране.