Земский приказ в России представлял собой учреждение для управления областями и сельскими вопросами вплоть до реформы 1864 года. Он был создан в 1619 году царем Михаилом Федоровичем в результате объединения Стольного приказа, Мытничего приказа и Земских соборов. Заведующие приказом должностные лица получали посты по специальности, земский приказ формировался из двух коллегий: шляхетской и пытной.
Шляхетская коллегия занималась управлением делами в социально-экономической сфере, осуществляла контроль за населением и землеотчуждением, а также отвечала за финансовый контроль и судопроизводство.
Пытная коллегия занималась расследованием преступлений, надзором за исполнением законов, а также поддержанием общественного порядка в сельских областях. Она возглавлялась земским приставом, который являлся связующим звеном между земским приказом и сельским населением.
Основными задачами земского приказа были регулирование землевладения и земельные реформы, поддержание общественного порядка, управление населением, сбор налогов, распределение земельных участков и решение вопросов о привлечении крестьян к обязанностям перед государством.
Земский приказ вел учет населения, составлял переписи населения и генеалогические досье, отслеживал движение крестьян и осуществлял регистрацию сделок с недвижимостью.
Важным аспектом работы земского приказа была реализация политики покорения и контроля сельского населения. В первые десятилетия существования приказа усилились меры для поддержания жесткого контроля над крестьянами. Крестьяне были обязаны проходить перепись каждые пять лет, предоставлять документы о семейном составе и генеалогические сведения, а также получать разрешение на рытье сараев и постройку жилья.
С образованием земского приказа произошли также изменения в системе управления областями. Земства получили право регулирования социально-экономических отношений, управления имуществом и торговлей. Они формировались из двух уровней: мировых и уездных земств.
Мировые земства отвечали за организацию управления в районах и состояли из мировых собраний, администрации и судов. Они занимались регулированием работы органов управления, назначением должностных лиц и контролем их деятельности.
Уездные земства занимались вопросами обустройства городов, образования учебных заведений, строительства дорог, путей сообщения и коммуникаций. Они реализовывали свои компетенции через установление налогов и сборов, управление земельными участками и систему учета населения.
Земский приказ был основным финансовым органом, которому подчинялись все земельные участки, обремененные обязательствами перед государством. Он контролировал сбор налогов сельскими жителями, давал разрешения на сельскохозяйственные работы, а также распределял земельные участки и осуществлял регистрацию сделок недвижимости.
Земский приказ был самостоятельным учреждением и отвечал перед царем и главным боярским собором. В его состав входили императорские палаты, приказные места, рабочие помещения и казарма для охраны приказа.
Основное время фонды земского приказа хранились в специальных архивах, в которых хранились переписи населения, регистрационные книги, досье о землевладельцах и решения приказа.
Параллельно с развитием земского приказа началась реформа административно-территориального деления Российской империи, когда Россия стала делиться на губернии. С реформами 18-19 веков земские приказы стали подчиняться губернским управам, а затем революцией 1917 года они были полностью реорганизованы и упразднены.
В заключение, земской приказ в России был важным органом управления, который осуществлял контроль за сельским населением, организовывал движение крестьян и регулировал социально-экономические отношения в сельских районах. Он формировался из шляхетской и пытной коллегий, руководился земским приставом и выполнял задачи по обеспечению государственного порядка и решению вопросов сельского хозяйства.