Эпизод "Базаров перед лицом смерти" является одним из ключевых моментов в романе "Отцы и дети" Ивана Тургенева. В этом эпизоде мы видим финал личного развития и взглядов главного героя Евгения Базарова.
События в этом эпизоде происходят во время болезни Базарова, который сталкивается с близостью смерти. Базаров, ранее полностью уверенный в своих идеях и презиравший все воспоминания о прошлом, в этот момент осознает свою бессилие и ничтожность перед лицом смерти. Он становится соучастником своей собственной борьбы за жизнь, и это приводит к душевной переоценке ценностей.
Покрываясь гнойной раной на груди и тяжело дыша, Базаров припоминает свою безмятежность, утрату идеалов и наступление пустоты вокруг него: "Так вот где они закончились все мои идеи, - думал он, - и все честолюбия, и все возмужание!" Эта фраза является ключевой в данном эпизоде, так как она отражает изменение перспективы Базарова и его осознание, что его жизнь скоро закончится.
Базаров уже не относит себя к тому миру, к которому он прежде относился. Он осознает свое бессилие и финальное поражение перед непобедимой смертью. "Муравьи не знают своего 'я'; нетрудно их много потерять и много умереть, а человека, понимаешь ли, - даже в гнилом горошнике, - всего одного и горящего желанием - если желание сжигала утома и если оно было поддерживаемо фантазией, душа несмолкающая, то этот самый человек... Может быть, я и сам несмолкающую душу нашел... Ерунда!" - говорит Базаров, понимая, что разрушение его идеалов и возмужление не сумели найти ответа на вопросы о смысле жизни.
Очевидно, что Базаров переживает личный кризис, связанный с отсутствием духовной и смысловой целостности в своей жизни. Он понимает, что прожил свою жизнь как фигура, прямо связанную с эфемерными идеями, которые оказались пустыми и ничтожными. Замечательно, как Тургенев использует семантику "афты" и "гнилой горошник", чтобы визуализировать физическое упадение Базарова и его душевное состояние. Он уже не может притворяться, что его жизнь имеет смысл или ценность, и своей последней фразой "Дьявол с вами" он отрицает даже надежду на жизнь после смерти.
Кроме того, наши эмоции также вызваны еще одним событием данного эпизода - визитом его старого друга и оппонента Николая Кирсанова. Кирсанов, мужественно переносит то, что Базаров некогда осуждал и не верил, и показывает готовность проявить свою дружбу, заботу и сострадание к умирающему Базарову. Это достойное похвалы действие Кирсанова, так как он несмотря на негативное мнение Базарова о нем, приходит ему на помощь и пытается поддержать его.
В этом эпизоде происходит не только физическая смерть Базарова, но и падение идеологических устоев и убеждений, которыми он руководился. Для Тургенева основное сообщение заключается в том, чтобы показать, что ни одна идеология или философия не может полностью решить вопросы смысла жизни и смерти. Базаров - это типичный представитель "новой" интеллигенции, который отвергает старые ценности и стремится создать новую систему, основанную на прогрессе и науке. Однако его смерть свидетельствует о том, что экстремальный радикализм и безбожность не могут предложить удовлетворительные ответы на основные философские вопросы.
Заключительная сцена смерти Базарова имеет глубокий эмоциональный эффект на читателя. Мы наблюдаем за сочетанием горечи, отчаяния, ностальгии и осознания собственной бесполезности перед лицом неизбежности. Эпизод "Базаров перед лицом смерти" идеально олицетворяет движение от экстремальной рациональности к элементам духовности и смирения, свойственным человеку.
Итак, "Базаров перед лицом смерти" - это силовой эпизод в романе "Отцы и дети", который демонстрирует эволюцию идей и жизненных ценностей главного героя. Базаров, ранее уверенный и бессердечный нигилист, осознает свою бессилие и ничтожность перед смертью. Этот эпизод также показывает наличие компаса в виде дружбы и сострадания, представленного Кирсановым. В целом, эта сцена служит важным моментом в сюжете исследования темы "старых" и "новых" поколений, а также размышлений о смысле жизни и смерти.