В разделе 3.3 книги «Воспитательная и образовательная функция педагогической оценки учения школьников» Ш.А. Амонашвили рассматривается источники мотивации в процессе обучения.
Первым источником мотивации является потребность в самоутверждении. Под самоутверждением понимается стремление человека добиваться признания своих способностей и достижений. В школьной среде это может проявляться в желании получить высокие оценки, похвалу учителя, заслуженное уважение со стороны одноклассников. Школьники, стремящиеся к самоутверждению, часто выделяются высоким уровнем мотивации к учебной деятельности и достигают лучших результатов.
Вторым источником мотивации является потребность в самореализации. Самореализация – это стремление к развитию и проявлению своих способностей, удовлетворение своих потребностей и интересов через учебную деятельность. Школьники, ориентированные на самореализацию, выбирают те предметы и виды деятельности, которые им интересны, и вкладывают в них больше усилий. Они полностью осознают важность образования и стремятся к развитию своих интеллектуальных и творческих способностей.
Третьим источником мотивации является потребность в социальном признании. Социальное признание – это стремление удовлетворить потребность в признании и поддержке со стороны других людей. В школьной среде это может проявляться в виде похвалы и одобрения со стороны учителей, одноклассников, родителей и других значимых взрослых. Школьники, стремящиеся к социальному признанию, обычно являются активными и успешными участниками учебного процесса, так как их мотивация к обучению сильно зависит от того, что они получают признание и поддержку извне.
Четвертым источником мотивации является потребность в власти и господстве. Потребность в власти – это стремление к контролю и влиянию на других людей, желание быть лидером и управлять ситуацией. В школе это может проявляться в виде желания быть первым в классе, руководить коллективной работой, принимать решения и управлять процессом обучения. Школьники, стремящиеся к власти и господству, имеют высокую мотивацию к достижениям и конкуренции, но при этом могут быть склонными к агрессии и доминированию над другими.
Пятый источник мотивации – потребность в новизне и разнообразии. Потребность в новизне – это стремление к новым впечатлениям, опыту и знаниям, желание постоянно развиваться и узнавать что-то новое. В школе это может проявляться в интересе к различным предметам и видам деятельности, желании участвовать в разных проектах и экспериментах. Школьники, ориентированные на новизну и разнообразие, часто ищут нетрадиционные подходы к учению и могут быть более мотивированы и творческими в своей учебной деятельности.
Заметно, что каждый школьник может иметь разные потребности и источники мотивации. Одни ученики могут быть сильно мотивированы к достижению успеха и признания, другие – к самореализации или удовлетворению своих интересов, третьи – к власти и контролю. Понимание и учет этих источников мотивации помогает педагогам и родителям создавать условия для развития мотивации и эффективного обучения каждого ученика.