Инфантилизация – это процесс, в результате которого человек сохраняет незрелые характеристики детского поведения и менталитета во взрослом возрасте. Такой тип неправильного воспитания называется излишней заботой (переохранительство). Родители, особенно мать, недостаточно давали ребенку возможность самостоятельно участвовать в жизни и решать проблемы. В таком семейном окружении ребенок часто чувствуется бессильным и беспомощным, полон страхов и сомнений. Такие дети привыкают к тому, что все за них решают и делают лишние шаги, чтобы избежать проблем и трудностей. В результате они не развиваются психологически, остаются эмоционально несформированными и зацикливаются на своих ощущениях и потребностях. Это поведение способствует инфантилизации и часто сохраняется во взрослом возрасте.
Еще одним типом неправильного воспитания, который формирует желание быть удобным и стремление угождать всем, является тип "расползающегося" неправильного воспитания. Это когда родители не обращают достаточного внимания на нормы и правила поведения и допускают ребенка к проявлению любых желаний. Получая то, что хочет, без труда и усилий, ребенок не оценивает важности и ценности труда и усердия, нет стремления к саморазвитию и самосовершенствованию. Такие дети привыкают к легкости и удобству, а несогласие или отказ становится для них трудным переживанием. В своей педагогической практике я сталкивался с такими детьми, которые привыкли, что родители исполняют все их желания, угождают им во всем. В результате они не понимают значения труда и никак не могут приспособиться к условиям, где все предоставлено не просто так - при появлении трудностей показывают нежелание действовать и перекладывают ответственность на других.
Третий тип неправильного воспитания, который способствует формированию двуличности, - это "разговорчивый" тип. В данном случае ребенок слышит много запретов, негативных комментариев от родителей, часто его критикуют и обижают. В таких семьях формируется чувство несовершенства и неприемлемости, что в дальнейшем приводит к непроизводительным попыткам скрыть свои недостатки и замаскировать собственные проблемы. Ребенок научается играть роль, быть не тем, чем он есть на самом деле, и приукрашивать свои достоинства в глазах окружающих. Это может привести к развитию двуличия, когда у ребенка возникают две разные жизни – публичная и частная. Например, в школе ребенок может проявлять симпатию и дружелюбие, а дома чувствовать себя непринятым и замкнутым. Особенно явно это может проявиться в подростковом возрасте, когда ребенок пытается выстроить свою индивидуальность и формирует свою самооценку.
Эти типы неправильного воспитания основаны на недостатке эмоциональной и психологической поддержки со стороны родителей и нарушении нормального и здорового развития ребенка. Важно понимать, что полноценное развитие требует баланса в поддержке, стимулах и ограничениях. Родители должны быть внимательны к потребностям ребенка, но не забывать об установке правил и понимании границ. Только в таких условиях ребенок сможет полноценно развиваться и формировать свою личность.