В контексте социальной и психологической науки существуют различные подходы к выделению этапов формирования девиантного поведения. Ниже я перечислю и охарактеризую три этих подхода.
1. Биологический подход:
Биологический подход предполагает, что девиантное поведение может быть вызвано нарушением биологических процессов в организме. Одним из основных факторов, оказывающих влияние на формирование девиантного поведения, является генетическая предрасположенность. Некоторые исследования показывают, что определенные гены могут быть связаны с повышенной склонностью к агрессивному или насильственному поведению. Кроме того, нарушения в биохимических процессах мозга, таких как дисбаланс нейротрансмиттеров, могут также влиять на развитие девиантного поведения. Например, исследования показывают, что низкий уровень серотонина, который является нейротрансмиттером, связанным с настроением и агрессией, может увеличить риск развития антиобщественного поведения.
2. Социальный подход:
Социальный подход к выделению этапов формирования девиантного поведения сфокусирован на влиянии социальной среды и общественных факторов. По данной модели, цепочка формирования девиантного поведения может начинаться с неблагоприятных условий, таких как низкий социально-экономический статус, отсутствие поддержки со стороны родителей, наличие проблем в образовательной среде или жизни в криминально-опасных районах. Отсутствие адекватной социальной поддержки и ролевой адаптации также может способствовать формированию девиантного поведения. Например, если подросток испытывает отвержение со стороны сверстников или имеет плохие отношения с родителями, это может привести к поиску признания и поддержки в негативных социальных группах или к участию в противоправной деятельности.
3. Психологический подход:
Психологический подход к выделению этапов формирования девиантного поведения акцентирует внимание на внутренних факторах и индивидуальных особенностях, которые могут предрасполагать к развитию девиантного поведения. Один из таких факторов - психические расстройства и психопатология. Например, неконтролируемые эмоции, неустойчивость личности или низкая самооценка могут быть связаны с повышенным риском формирования антиобщественного поведения. Также здесь имеет значение и система ценностей индивида. Если у человека сформированы антиобщественные нормы и ценности, это может стать основой для принятия неправильных решений, связанных с нарушением закона и норм социума.
В итоге, следует отметить, что процесс формирования девиантного поведения является многофакторным и сложным. Биологические, социальные и психологические факторы взаимодействуют друг с другом и могут влиять на каждый из этапов. При изучении девиантного поведения необходимо учитывать все эти подходы и индивидуальные особенности каждого случая, чтобы разработать соответствующую стратегию предупреждения и вмешательства.