Основные источники римского права включают законы, судебные решения (прецеденты), обычаи и учение.
1. Законы:
- Легислация центральной власти (iura publica): лекс (закон), plebiscitum (волевое решение плебеев), senatusconsultum (решение сената), constitutio principis (дело императора), constitutio Antoniniana (распоряжение императора Антонина);
- Привилегированная легислация (iura privata): легислация, применяемая к определенным группам граждан.
Законы создавались центральной властью и имели обязательную юридическую силу для всего государства. Они были характерны для республиканского периода, когда легислативная власть принадлежала сенату и народному собранию (комициям). В эпоху империи законы издавал император.
2. Судебные решения (прецеденты):
- Решения претора (iurisdictio): формировались на основе учения, приоритеты которого менялись с течением времени;
- Решения других судей: решения, принятые другими судьями на основе законов и учения.
Судебные решения имели обязательную юридическую силу только для конкретного дела, но с течением времени они начали играть все более важную роль в развитии римского права. Преторское право формировалось на основе учения и определяло круг дел, которые претор мог рассматривать и правила, которые он применял при своем решении. Судебные решения других судей создавали прецеденты, которые были ориентиром при решении подобных дел в будущем.
3. Обычаи (iura moribus constituta):
- Уставы городов (leges municipales): законы, принимаемые муниципальными собраниями, которые регулировали жизнь в городах и в рамках которых формировались обычаи;
- Юридические обычаи: обычаи, формирующиеся внутри сообщества и признанные ими как обязательные.
Обычаи были характерны для права республики. Они были созданы сообществами и имели обязательную юридическую силу только для этих сообществ. Однако, с течением времени, некоторые обычаи стали признаваться и применяться в других сообществах и приобрели всеобщую юридическую силу.
4. Учение (iura academica et scholastica):
- Римское княжеское право (iura principum): правовые акты императоров, включающие в себя решения по конкретным делам и учение, которым руководствовались императоры (сохраняли обязательную юридическую силу);
- Школа знати (ушуалис):
- Экономическая школа (ушуалис).
Учение не имело прямой юридической силы, но оно оказывало влияние на формирование законов и судебных решений, так как формировало систему понятий и принципов права. Учение было наиболее важным для права империи.
Значение разных видов источников менялось с течением времени из-за развития политической и социальной системы Рима. В республиканскую эпоху основным источником права были законы, так как законодательная власть принадлежала народу. Судебные решения имели второстепенное значение и создавали прецеденты только в конкретных делах. С развитием империи и усилением роли императора, законы, которые он издавал, стали более важными и значимыми. Также возникла потребность в унификации и систематизации права, что привело к развитию учения и понятий правовой науки. Обычаи также оставались важным источником права, хотя их значимость уменьшилась со временем. Общая тенденция была в направлении большего использования законодательства и судебных решений, а также в становлении учения как основного источника права.