Художественно-изобразительное творчество является важным компонентом развития личности ребенка, способствуя развитию творческого мышления, эмоциональной сферы, моторики, восприятия, позволяя ребенку проявить свои индивидуальные особенности и выразить свои чувства и эмоции.
Одним из основных принципов развития художественного творчества является индивидуальность подхода к каждому ребенку. Важно учитывать возрастные особенности детей старшей группы дошкольного возраста (5-6 лет), которые характеризуются повышенной нервной возбудимостью, кратковременностью внимания, эмоциональностью и непостоянством интересов.
Одним из ключевых элементов развития художественного творчества является организация художественной деятельности ребенка с использованием различных материалов, отличающихся по своей текстуре, цветовой гамме, форме и свойствам, таких, как глина, краски, кисти, карандаши, цветная бумага и т.д. Важно, чтобы педагог или взрослый помогали ребенку познакомиться с каждым материалом, рассказывали о его свойствах и возможностях, учитывая ребенков опыт и предпочтения в выборе материалов.
Одной из форм организации художественного творчества является коллективная работа, что способствует развитию социально-коммуникативных навыков у детей, формированию совместной деятельности, поиском решений на основе дискуссий.
Еще одной важной составляющей процесса создания художественных произведений является обратная связь со стороны взрослых. Важно поощрять и поддерживать ребенка в его творческих начинаниях, обращая внимание на его достижения и успехи, а также на ограничения, которые необходимо учитывать при следующих попытках.
Особое внимание в процессе развития художественного творчества стоит уделять формированию эстетического восприятия детей, их вкуса и культурного развития. Ребенку следует показывать различные произведения искусства, знакомиться с историей и культурой разных народов, воспитывать уважение и любовь к природе и окружающему миру.
Таким образом, психолого-педагогические основы развития художественного творчества дошкольников старшей группы включают индивидуальный подход к каждому ребенку, организацию художественной деятельности с использованием разнообразных материалов, коллективную работу и обратную связь со стороны взрослых, а также формирование эстетического восприятия и культурного развития ребенка.