Мифологическая школа является одной из ветвей филологической науки, которая занимается изучением и интерпретацией мифологических текстов и символов. Основные научные предпосылки, легшие в основу этой методологии, связаны с развитием исторического и сравнительного методов и интересом к изучению происхождения и смысла мифов.
Развитие исторического метода играло ключевую роль в формировании мифологической школы. Исторический метод ориентировал исследователей на поиск исторических и культурных корней мифов. Он предполагает, что мифы возникают и эволюционируют в ходе исторического развития общества и культуры. Этот метод требует изучения исторического контекста, в котором возникли мифы, а также анализа источников и археологических находок. Применение исторического метода позволяло мифологам восстанавливать древние мифологические системы и их эволюцию в разных культурах.
Сравнительный метод был еще одной ключевой предпосылкой мифологической школы. Он заключается в сравнении различных версий одного и того же мифа, а также сравнении мифов разных культур. Сравнительный метод предполагает, что сходства между мифами позволяют выявить общие элементы и законы развития мифологии. Он позволяет проводить анализ мифов на уровне символов, мотивов и архетипов. Сравнительные исследования позволяют выявлять общие явления в мифологии разных культур и понимать их более глубоко.
Особая роль в развитии мифологической школы отводится таким достижениям мировой филологической мысли первой половины XIX века, как декодирование древних письменностей и расшифровка египетских и ассирийских глифов. Создание первых словарей и грамматик древних языков и систематизация знаний о них позволило исследователям прочитывать и понимать древние тексты, включая мифологические.
Разработка теории архетипов Карлом Густавом Юнгом также оказала влияние на мифологическую школу. Архетипы - это универсальные образы и символы, которые лежат в основе создаваемых людьми мифов. Юнг утверждал, что архетипы не только присутствуют в индивидуальном бессознательном каждого человека, но и формируют коллективное бессознательное, то есть наследуемую психическую структуру всего человечества. Исследования Юнга в области психологии подсказали мифологам, что мифы имеют универсальный характер и что их символические образы могут быть исследованы с помощью психологического анализа.
Еще одним важным достижением мировой филологической мысли первой половины XIX века, которое было актуально для мифологов, является развитие коммуникативной лингвистики. Это направление филологии изучает язык как средство коммуникации и его роль в формировании мировоззрения и культуры. Развитие коммуникативной лингвистики указывало мифологам на важность языка в передаче и сохранении мифов. Они понимали, что каждая культура имеет свою специфическую мифологическую систему, которая отражается в ее языке, и что анализ языка может пролить свет на особенности этой системы.
Таким образом, основные научные предпосылки формирования методологии мифологической школы связаны с применением исторического и сравнительного методов, развитием теории архетипов и изучением языка как средства коммуникации. Важными достижениями мировой филологической мысли первой половины XIX века, которые были актуальны для мифологов, являются декодирование древних письменностей, развитие коммуникативной лингвистики, расшифровка египетских и ассирийских глифов и разработка теории архетипов. Все эти достижения предоставили ученым инструменты и подходы для более глубокого и систематического изучения мифологии.