В дефектологии существует несколько видов документов, которые играют важную роль в диагностике, наблюдении и реабилитации лиц с нарушениями развития. Рассмотрим каждый из них подробнее.
1. Медицинская документация.
Медицинская документация включает в себя различные медицинские заключения и справки, которые дают оценку текущего состояния здоровья и функциональных возможностей человека с нарушениями развития. К этой категории документов относятся следующие:
- медицинская карта. Это основной документ, который содержит информацию о состоянии здоровья ребенка, диагнозе, проведенных мероприятиях, рекомендациях и назначениях;
- медицинское заключение об ограничении возможностей. В нем указывается степень нарушения здоровья, сопутствующие заболевания и состояния, а также рекомендации по образовательному процессу и социальной адаптации;
- медицинское заключение о специальных условиях обучения. Здесь указывается необходимость проведения коррекционных и компенсационных мероприятий, учет особенностей развития и обучения ребенка.
2. Психолого-педагогическая документация.
Психолого-педагогическая документация содержит информацию о психофизическом развитии ребенка с нарушениями развития и его образовательной и социальной адаптации. Сюда включаются следующие документы:
- психолого-педагогическая характеристика. Это документ, в котором описываются особенности развития ребенка, уровень его интеллекта, способности и интересы, а также рекомендации по организации образовательного процесса;
- индивидуальная образовательная программа (ИОП). В ИОП указываются цели и задачи образования ребенка, организационные условия, формы и методы обучения, а также индивидуальные требования к его развитию;
- план коррекционно-развивающей работы (КРР). В плане КРР определяются цели, содержание и методы коррекционных занятий, а также сроки их проведения.
3. Сопроводительная документация.
Сопроводительная документация предназначена для передачи информации о ребенке и его особенностях развития между различными специалистами и учреждениями. К нее относятся следующие документы:
- реферативное заключение. В реферативном заключении указывается суть проблемы, основные параметры развития ребенка и рекомендации по дальнейшей работе;
- психолого-педагогическое заключение. Здесь обобщается информация о развитии ребенка и его потребностях, а также формулируются основные задачи и направления работы с ним.
4. Документация наблюдений и анализа.
Эти документы содержат информацию о наблюдении за ребенком с нарушениями развития и анализе его функций и возможностей. К этой категории документов относятся:
- наблюдения в течение занятий. В этих документах фиксируется информация о поведении ребенка, его реакциях на задания и степень усвоения учебного материала;
- промежуточные и итоговые аттестационные листы. В них отражается оценка уровня развития ребенка в различных аспектах (психофизическом, мыслительном, эмоционально-волевом и т.д.);
- протоколы педагогических советов и консультаций. В протоколах фиксируются рекомендации и решения по организации образовательного процесса для ребенка с нарушениями развития.
Все эти виды документов необходимы для обеспечения эффективного педагогического и медицинского сопровождения лиц с нарушениями развития. Они позволяют получить полную информацию о статусе и потребностях ребенка, а также способствуют сотрудничеству специалистов разных профилей для достижения оптимальных результатов в его развитии и обучении.