Активные и пассивные органы речи являются основными элементами, отвечающими за произношение звуков. Активные органы речи включают губы, зубы, альвеолы (передняя часть верхней челюсти), кончик языка, заднюю поверхность языка, а также небо и гортань. Они вовлечены в процесс артикуляции и изменения формы полости рта, что позволяет нам образовывать различные звуки. Пассивные органы речи, такие как верхняя и нижняя челюсти, небо и гортань, не прямо участвуют в движении, но имеют важное значение для организации полости рта и создания условий для правильного произношения звуков.
Приведу конкретные примеры работы активных и пассивных органов речи при образовании звуков разных языков.
1. Губы: губы могут быть сомкнутыми или раздвинутыми, повернутыми вперед или назад, поднятыми или опущенными. Например, в некоторых языках звук [м] образуется путем сомкнутых губ, а звук [ф] образуется путем раздвинутых губ.
2. Зубы: зубы, особенно верхние резцы, могут играть важную роль в образовании некоторых согласных звуков. Например, в английском языке звук [θ], как в слове "think", образуется прикосновением кончика языка к задней стороне верхних резцов. Звук [ð], как в слове "this", образуется прикосновением кончика языка к передней стороне верхних резцов.
3. Альвеолы: альвеолярные резцы (передняя часть верхней челюсти) используются в образовании звуков, таких как [т], [д], [н], [л]. Например, в русском языке звук [т] образуется прикосновением кончика языка к альвеолярным резцам.
4. Кончик языка: кончик языка может прикасаться к различным артикуляционным точкам для образования различных звуков. Например, в испанском языке звук [с] образуется прикосновением кончика языка к альвеолярным резцам.
5. Задняя поверхность языка: задняя поверхность языка может прикасаться к задней стенке глотки и вовлекаться в образование глухих звуков, таких как [к], [п], [т]. Например, в английском языке звук [к] образуется прикосновением задней поверхности языка к задней стенке глотки.
6. Небо: небо играет важную роль в образовании носовых звуков, таких как [н] и [м]. Например, в русском языке звук [н], как в слове "он", образуется прикосновением кончика языка к твердому небу, а звук [м], как в слове "мышь", образуется прикосновением верхней губы к твердому небу.
7. Гортань: гортань играет важную роль в образовании звуков, таких как гласные и согласные, связанные с голосом. Например, во французском языке звук [р] может быть гортанно-фарингеальным, что означает, что звук производится в задней части гортани.
Эти примеры показывают, как активные и пассивные органы речи работают вместе для образования звуков разных языков. Артикуляция и организация полости рта играют решающую роль в произношении и понимании звуков речи. При обучении иностранным языкам важно уделять внимание работе активных и пассивных органов речи для достижения правильного произношения.