1. Проблемы определения формы государства в отечественной и зарубежной литературе.
Форма государства - один из ключевых понятий политической науки. Определение формы государства является важным элементом анализа политической системы, так как форма государства определяет отношения власти и управления в обществе. Однако, в отечественной и зарубежной литературе существуют определенные проблемы в определении форм государства, связанные с разнообразием точек зрения на данное понятие, а также различиями в трактовке понятия формы государства.
Одной из проблем определения формы государства является вопрос о том, что именно определяет форму государства. Существует несколько подходов к определению формы государства, каждый из которых выделяет различные критерии для этого. Некоторые авторы считают, что форма государства определяется структурой и организацией государственных институтов, другие выделяют важность политического режима или идеологии для определения формы государства. Таким образом, отсутствие единого подхода к определению форм государства создает определенные сложности при анализе политических систем.
Другой проблемой определения формы государства является различие в понимании этого понятия в различных странах и культурах. Каждая страна имеет свою собственную политическую систему, которая может отличаться от системы других стран. Например, форма государства в США отличается от формы государства в России или Китае из-за различий в историческом, культурном и правовом контексте. Это создает сложности при сравнении политических систем разных стран и определении универсальных критериев для классификации форм государства.
Также, одной из проблем определения формы государства является быстрое изменение политических систем и форм правления в современном мире. В условиях быстрого развития информационных технологий, новых социальных движений и глобализации происходит постоянное изменение политических режимов и форм управления. Это создает сложности в определении конкретной формы государства в определенном географическом регионе или стране.
В целом, проблемы определения формы государства связаны с отсутствием единого подхода к этому понятию, различиями в понимании форм государства в различных странах и быстрым изменением политических систем в современном мире.
2. Особенности форм правления, критерии их классификации и их виды.
Формы правления играют ключевую роль в политической системе общества. Форма правления определяет способ организации власти, распределение полномочий и отношения между различными институтами власти. Существует несколько основных форм правления, которые классифицируются по различным критериям, включая способ назначения и смены власти, уровень участия граждан в управлении и принятии решений, а также степень контроля над властью.
Одним из основных критериев классификации форм правления является разделение на монархии и республики. Монархия предполагает наличие монарха в качестве главы государства, унаследованного или избранного по каким-то особым правилам. Монархии могут быть абсолютными, когда монарх имеет полный контроль над государством, или конституционными, когда монархия ограничена конституцией и законами. Республика предполагает отсутствие монарха и главы государства, а власть возлагается на выбранных представителей гражданского общества.
Другим критерием классификации форм правления является разделение на демократические и недемократические режимы. Демократия предполагает участие граждан в управлении страной через выборы, свободу слова и собраний, защиту прав человека и власть ограниченных сроков. Недемократические режимы, такие как тоталитаризм, диктатура или авторитарный режим, характеризуются отсутствием политической конкуренции, ограничением прав и свобод граждан и неограниченной властью лидера или группы лиц.
Также можно выделить формы правления по способу выбора главы государства: президентская, парламентская, смешанная система. В президентской системе президент является главой государства и правительства, обладает широкими полномочиями и избирается народом. В парламентской системе глава государства и правительства - разные лица, премьер-министр формируется из парламентского большинства и имеет обширные полномочия. Смешанная система сочетает черты и президентской, и парламентской системы.
Таким образом, формы правления классифицируются по различным критериям, включая монархию-республику, демократию-недемократию, способы выбора главы государства, их особенности и принципы работы. У каждой формы правления есть свои плюсы и минусы, их эффективность зависит от конкретных условий и задач политической системы.