Цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью заключается в обеспечении им равных возможностей для получения качественного образования, соответствующего их индивидуальным потребностям, способностям и возможностям. Изначально важно понимать, что каждый человек уникален, и у обучающихся с особыми потребностями могут быть различные виды ограничений, в том числе физические, интеллектуальные, поведенческие и т.д. Поэтому ИОМ – это специально разработанный план обучения, который учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося и позволяет обеспечить им доступ к образовательному процессу.
Одной из основных целей создания ИОМ является обеспечение индивидуализированного подхода к обучению. Каждый обучающийся с ограниченными возможностями здоровья имеет свои уникальные потребности, навыки, интересы и препятствия. ИОМ позволяет специалистам в области образования создавать персонализированные учебные планы, которые учитывают эти факторы и направлены на развитие сильных сторон учащегося, помощь в преодолении слабостей и обеспечение его успешного обучения.
Другой важной целью ИОМ является содействие социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение не должно ограничиваться только наличием специфических знаний и умений, но также должно включать в себя формирование общественных навыков, развитие коммуникативных способностей, адаптацию к социальным ситуациям. ИОМ предоставляет возможность создания условий для социокультурной адаптации обучающихся, способствует развитию их возможностей для взаимодействия с окружающим миром.
Еще одним важным аспектом целей ИОМ является обеспечение доступности образования. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть различные физические или интеллектуальные барьеры, которые затрудняют доступ к образовательному процессу. Создание ИОМ позволяет адаптировать содержание обучения, методы и формы доставки информации, а также учитывать специфические потребности обучающихся. Таким образом, ИОМ способствует созданию более инклюзивной образовательной среды, где каждый учащийся имеет равные возможности для получения знаний.
Кроме того, одной из целей ИОМ является повышение мотивации и успеваемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Когда учебный процесс адаптирован к индивидуальным потребностям и способностям учащегося, это способствует увеличению его интереса к образованию, уверенности в своих силах и, как следствие, повышению учебной мотивации и результативности. ИОМ ориентирован на развитие личности обучающегося, его самооценку и самореализацию, что позволяет ему достигать оптимальных результатов в обучении.
Таким образом, создание индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью является важным инструментом обеспечения инклюзивного образования, где каждый ученик имеет равные возможности для получения качественного образования, соответствующего его индивидуальным потребностям и способностям. Адаптированный учебный план, ориентированный на индивидуальные потребности и способности учащихся, способствует их успешной социализации, повышению мотивации к обучению и результативности в учебной деятельности.