Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) включает в себя требования к формированию основ гражданской идентичности и позитивных межэтнических отношений у детей младшего возраста в процессе их речевого развития. Эти требования являются важными для формирования гармоничной личности ребенка справедливо и равноправно участвующего в социуме, обладающего навыками межэтнического взаимодействия и уважением к культурному многообразию.
Основы гражданской идентичности формируются у детей уже с самых ранних лет через общение с окружающим миром, в том числе через речевое общение. Далее рассмотрим основные требования ФГОС ДО к формированию основ гражданской идентичности и позитивных межэтнических отношений у детей младшего возраста в речевом развитии:
1. **Развитие языковой и речевой деятельности**: Важной составляющей формирования гражданской идентичности является развитие языковой и речевой деятельности у детей. Дети должны учиться строить свои высказывания, адекватно выражать свои мысли и чувства, а также учиться взаимодействовать с другими людьми через речь. В процессе развития речевой деятельности важно обеспечить детям возможность общаться на разных языках, учитывая культурные особенности и национальные традиции.
2. **Формирование навыков коммуникации и взаимодействия**: Развитие общения и взаимодействия между детьми разных этнических групп играет ключевую роль в формировании позитивных межэтнических отношений. Дети должны учиться слушать собеседника, высказывать свое мнение, уметь договариваться и находить общий язык. Важно, чтобы дети понимали и уважали культурные различия, а также были толерантны к мнению и традициям других людей.
3. **Воспитание уважения и понимания многообразия культур**: Один из основных принципов формирования гражданской идентичности – уважение и понимание культурного многообразия. Дети должны знакомиться с традициями и обычаями различных культур, понимать ценность этого многообразия и уважать право каждого человека на свою культурную идентичность. Развитие такого уважения происходит через общение с детьми из разных культурных групп, знакомство с разнообразием культур в рамках образовательной деятельности.
4. **Построение позитивного образа своей и чужой культуры**: Дети должны учиться строить позитивный образ не только своей собственной культуры, но и культуры других народов. Это включает в себя изучение истории, культуры, традиций различных этнических групп, а также формирование уважительного отношения к их достижениям и особенностям. Для этого важно создать образовательную среду, которая способствует познавательному исследованию культурного разнообразия.
5. **Развитие эмоциональной открытости и воспитание культуры общения**: Формирование гражданской идентичности и позитивных межэтнических отношений также включает в себя развитие эмоциональной открытости у детей и воспитание культуры общения. Дети должны учиться свободно выражать свои чувства и эмоции, слушать и понимать эмоциональное состояние других людей, учиться реагировать адекватно и уважительно. Это позволит им строить гармоничные отношения с окружающими и развивать навыки социального взаимодействия.
Таким образом, требования ФГОС ДО к формированию основ гражданской идентичности и позитивных межэтнических отношений у детей младшего возраста в речевом развитии фокусируются на развитии языковой и речевой деятельности, формировании навыков коммуникации, воспитании уважения к культурному многообразию, построении позитивного образа различных культур и развитии эмоциональной открытости. Все эти аспекты важны для создания у ребенка гармоничного мировоззрения, способствующего формированию толерантной личности, уважающей себя и других, и готовой к конструктивному взаимодействию в современном многонациональном обществе.