Становление рационально-просветительской парадигмы в европейской философии отличается от предшествующих эпох своим уклоном в логику, рациональное мышление и стремлением к просвещению общества. Этот период философии выделяется особым интересом к рациональным аспектам развития человечества, развитию науки, образования, критике церковной власти и религиозных установок. Процесс становления рационально-просветительской парадигмы в европейской философии можно разделить на несколько этапов и выделить основные идеи социально-философского дискурса, которые сформировали эту парадигму.
Первый этап становления рационально-просветительской парадигмы связан с эпохой Возрождения. На данном этапе философия ориентировалась на рациональное мышление, факты и знания, поставая задачу восстановления научного и культурного достояния античности. Одним из ключевых философов этого времени был Рене Декарт, выдвинувший принцип "Cogito, ergo sum" ("Мыслю, значит существую"), который акцентировал внимание на сознании и рациональной мысли человека. По мере развития философской мысли на фоне эпистемологических поисков появилось стремление к разработке новой методологии научного исследования, которая базировалась на логике, системности и эмпиричности.
Второй этап становления рационально-просветительской парадигмы связан с возникновением Просвещения в XVII-XVIII веках. На этом этапе философы сосредоточились на критике религиозных догм, абсолютизме и власти церкви, призывая к освобождению разума и знания. Основной идеей социально-философского дискурса этого времени стало стремление к расширению светского образования, к развитию общественной мысли и образования, к свободе вероисповедания и интеллектуальной деятельности. Философы Просвещения, такие как Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант, Дени Дидро, Вольтер и другие, в своих произведениях выступали за уважение к человеческим правам, свободе слова, толерантности и принципам нравственности, основанной на разуме и справедливости.
Третий этап становления рационально-просветительской парадигмы можно связать с концепцией общественного договора и формированием принципов правового государства. В этот период происходит активная дискуссия о социальной справедливости, равенстве, ограничении власти и защите прав граждан. Философы такого периода, к примеру, Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо, выработали идеи о том, что общественный договор является основой правового государства, где граждане вступают в социальные отношения и запечатывают свои права и обязанности. Это представление об обществе и государстве, основанное на рациональном согласии и правовом регулировании, стало важным элементом рационально-просветительской философской парадигмы.
Одним из важных аспектов образования рациональной и просветительской парадигмы было стремление к распространению знаний и образования среди населения. Философы Просвещения высказывали идеи о необходимости широкого доступа к образованию, о важности просвещения и развития общественного сознания. Это привело к возникновению новых образовательных учреждений, школ, университетов, публичных библиотек. Благодаря просветительским усилиям были сформированы принципы светского образования, где приоритет отдавался логике, математике, естественным наукам, а также ценностям гуманизма и нравственности.
Таким образом, процесс становления рационально-просветительской парадигмы в европейской философии был многоступенчатым и связан с эволюцией мысли от Возрождения к Просвещению и дальнейшему развитию концепции правового государства. Основные идеи социально-философского дискурса этого времени включают в себя стремление к рациональному мышлению, освобождению от религиозных догм, защите прав и свобод граждан, осуществлению социальной справедливости и развитию образования. Эти идеи были основой формирования новой философской парадигмы, которая оказала значительное влияние на развитие европейской культуры, образования и политики.