План арт-терапевтического занятия:
1. Введение
- Приветствие и установка целей занятия: создание безопасной и поддерживающей атмосферы, объяснение целей арт-терапии и возможных выгод для участников.
2. Разогрев
- Групповая динамическая игра или упражнение для создания связи между участниками, разрядки напряжения и стимуляции творческого потенциала.
3. Экспрессивное рисование
- Задание по экспрессивному рисованию, например, "Нарисуйте свое настроение сегодня" или "Изобразите свой страх". Участники могут использовать различные техники и материалы (маркеры, краски, карандаши) для выражения своих эмоций.
4. Рефлексия
- Групповое обсуждение и делингванизация рисунков. Участники делятся своими впечатлениями, чувствами, ассоциациями, которые вызвал их рисунок. Это позволяет им осознать свои эмоциональные состояния и начать процесс самопознания.
5. Творческое задание
- Постановка творческого задания, направленного на развитие определенных навыков или качеств участников. Например, создание коллективного картины, где каждый участник добавляет свой элемент, чтобы продемонстрировать коллективное сотрудничество.
6. Интеграция
- Заключительная часть занятия, где участники делятся своими впечатлениями о занятии, выражают благодарность друг другу и проведенному времени. Также можно обсудить, какие уроки они извлекли из прошедшего опыта и какие изменения произошли в их восприятии себя и окружающего мира.
Выбранный инструментарий:
- Экспрессивное рисование: данное упражнение является эффективным способом выражения эмоций и чувств через творческий процесс. Рисуя, участники могут освободиться от негативных эмоций, привести в порядок свои мысли и увидеть свои эмоциональные состояния более ясно.
- Рефлексия: групповая обсуждение и анализ рисунков помогает участникам осознать свои эмоции и мысли, расширить свое эмоциональное понимание и развить навыки самовыражения.
- Творческое задание: создание коллективного произведения искусства способствует развитию коллективного сотрудничества, общения и взаимодействия между участниками.
Почему выбраны такие структурные части:
- Введение и разогрев: важно создать дружественную атмосферу и установить контакт с участниками, чтобы они чувствовали себя комфортно и готовы были открыться для творчества.
- Экспрессивное рисование и рефлексия: этот тип задания позволяет участникам выразить свои эмоции и мысли, а рефлексия помогает проанализировать их рисунки и процесс работы, что способствует развитию эмоционального интеллекта и самопознания.
- Творческое задание и интеграция: задание на создание коллективного произведения позволяет участникам ощутить взаимодействие и взаимопомощь друг другу, а интеграционная часть занятия позволяет обсудить и проанализировать прошедший опыт, извлечь уроки и закрепить положительные изменения.
Такая структура занятий позволит участникам погрузиться в творческий процесс, выразить свои чувства и мысли, улучшить самопонимание и укрепить связи в группе.