Память у детей старшего возраста, как и у любого возраста, играет важную роль в формировании и развитии личности. Хотя способности памяти могут изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, существуют общие принципы, которые описывают особенности ее развития у детей более старшего возраста.
Память – это сложный процесс, включающий несколько этапов: запоминание, хранение и воспроизведение информации. У детей старшего возраста эти этапы совершенствуются и улучшаются под воздействием опыта и тренировки.
Одной из основных особенностей развития памяти у детей старшего возраста является улучшение ее объема и продолжительности. Дети начинают лучше запоминать и дольше сохранять информацию в памяти. Это объясняется развитием мозга, улучшением механизмов сознательного контроля над памятью и повышением уровня внимания и концентрации.
Память у детей старшего возраста также становится более организованной и структурированной. Они овладевают различными стратегиями запоминания, такими как создание ассоциаций, использование аналогий, ментальное повторение и др. Эти стратегии помогают им эффективнее усваивать и воспроизводить информацию.
С возрастом дети также улучшают свои навыки работы с информацией в памяти – их метакогнитивные способности развиваются. Они лучше понимают, как они запоминают и воспроизводят информацию, и могут использовать это понимание для улучшения своей памяти. Например, они могут использовать стратегии контроля и регуляции процесса запоминания.
Кроме того, у детей старшего возраста развивается способность к ментальному временному путешествию – они могут воспроизводить в памяти прошлые события и планировать будущие действия. Это понимание времени и последовательности событий способствует более глубокому пониманию мира и развитию когнитивных функций.
Важным аспектом развития памяти у детей старшего возраста является их способность к метаморфозе информации – преобразованию, синтезу и анализу информации. Они начинают метаиспользование своей памяти, то есть умело управлять и преобразовывать информацию в соответствии с поставленными задачами.
Интересно, что у детей старшего возраста наблюдается улучшение эмоциональной памяти – способности запоминать и воспроизводить эмоционально окрашенную информацию. Они могут лучше запоминать события, которые вызывают у них сильные чувства, и использовать эту информацию для принятия решений.
Таким образом, особенности развития памяти у детей старшего возраста заключаются в улучшении объема и продолжительности памяти, развитии стратегий запоминания, метакогнитивных способностей, способности к метаморфозе информации и улучшении эмоциональной памяти. Эти изменения способствуют более эффективному использованию памяти в повседневной жизни и обучении.