Ведение индивидуальных дефектологических занятий с детьми старшей возрастной группы в ДОУ требует от педагога глубокого понимания особенностей развития детей и грамотного подхода к созданию заданий и методик работы. Тема "Осень" очень интересна для детей и позволяет затронуть множество аспектов развития: познавательный, речевой, творческий и эмоциональный. В данном самоанализе рассмотрим типичное занятие по теме "Осень" с детьми старшей группы в ДОУ.
**Подготовка к занятию:**
Для успешного проведения занятия необходима подготовка. Педагог должен составить план занятия, продумать методики работы, подготовить необходимые материалы: картинки, предметы, игрушки, книги и прочее. Важно учесть индивидуальные особенности детей, их уровень развития и интересы.
**Начало занятия:**
В начале занятия необходимо привлечь внимание детей, предложив им тематическую загадку о осени или показав презентацию с изображениями осенних пейзажей. Это позволит детям сразу погрузиться в тему занятия и вызовет интерес.
**Основная часть:**
Далее педагог может предложить детям различные игры и упражнения, направленные на развитие различных навыков. Например, можно провести игру-ассоциации с осенними предметами, песенно-игровое занятие "Листочки кружатся", лепку из пластилина осенних пейзажей или рисование акварелью.
**Развитие речи:**
Педагог может использовать тематические карточки со словами и понятиями, связанными с осенью, для расширения словарного запаса детей. Также можно провести диалогическое общение, призывая детей рассказать о своих ассоциациях с осенью или о любимых осенних играх.
**Творческая часть:**
Дети из старшей группы уже достаточно хорошо владеют мелкой моторикой, поэтому педагог может предложить им создать коллаж из природных материалов, изготовить листовку-поздравление с изображением осени, а также зачитывать стихотворения о осени.
**Завершение:**
Заключительная часть занятия может быть посвящена обобщению и обсуждению выполненных заданий. Педагог может задать вопросы о самых интересных моментах занятия, попросить детей оценить свои достижения, выразить свое мнение о проведенном времени.
**Рефлексия и самоанализ:**
После проведенного занятия педагог может провести рефлексию, самоанализ и оценить эффективность занятия в рамках заданных целей. Важно обратить внимание на реакцию детей, их участие, активность и интерес к занятию. Педагог может задать себе вопросы о том, что можно улучшить, сделать по-другому, какие задачи были достигнуты, а какие нет.
Итак, проведение индивидуальных дефектологических занятий в старшей группе ДОУ по теме "Осень" требует тщательной подготовки, использования творческих методик и игровых элементов, а также умения адаптировать задания к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Самоанализ после занятия позволит педагогу рефлексировать, извлекать уроки и становиться более эффективным в своей педагогической деятельности.