Разработка проекта по развитию информационной компетенции обучающихся старших классов на уроках русского или литературы может стать эффективным инструментом для формирования навыков критического мышления, анализа информации и работы с ресурсами Интернета. В рамках данного проекта можно предложить несколько заданий, основанных на подборе специально подготовленных Интернет-ресурсов:
1. Задание, направленное на понимание того, что интернет не является источником всегда достоверной информации:
Для этого задания предлагается обучающимся оценить два противоположных материала на одну тему, размещенных в сети Интернет (например, два различных материала о крупной исторической личности). Один из материалов должен быть достоверным и качественным, в то время как другой содержит фактические ошибки, противоречия или ложную информацию. Учащимся предлагается сравнить их, выделить ошибки, провести анализ причин их возникновения. Это поможет им осознать, что не все материалы в сети интернет можно рассматривать как источники правдивой информации, и важно уметь критически оценивать и проверять их достоверность.
2. Задание, направленное на организацию работы с подобранными Интернет-ресурсами:
В этом задании преподаватель предлагает обучающимся работать с несколькими предварительно отобранными качественными Интернет-ресурсами по выбранной теме (например, лингвистические ресурсы для изучения структуры языка). Учащиеся должны изучить информацию на этих сайтах, а затем создать краткое презентационное сообщение или тезисы, в которых отразить основные положения, сделать выводы о качестве и полезности представленной информации. Это задание позволит обучающимся на практике научиться оценивать и работать с различными онлайн-ресурсами, а также выработать умение использовать доступные данные эффективно.
3. Задание, целью которого является анализ спорной или недостоверной информации в Интернете:
Для этого задания необходимо выбрать тему, о которой в Интернете распространяются противоречивые или недостоверные сведения. Обучающимся предлагается провести наблюдения и анализировать различные источники информации, выявлять противоречия и противоположные точки зрения. Задача учащихся – определить, какие аргументы являются наиболее обоснованными и достоверными, а какие основаны на мифах или ложных представлениях. Это задание поможет школьникам развить способность анализировать и критически мыслить, а также оценивать информацию, представленную в Интернете, не принимая ее на веру без дополнительной проверки.
Таким образом, проект по развитию информационной компетенции обучающихся старших классов на уроках русского или литературы, основанный на описанных заданиях, может значительно улучшить уровень их информационной грамотности, помочь отличать правдивую информацию от мифов и ошибок в интернете, а также научить работать с различными ресурсами в онлайн-пространстве.